Минэнерго предложило правительству продлить использование топлива четвертого класса (Евро-4) в России на год. “Мы предложили сохранить возможность потребления топлива четвертого класса как минимум на год с возможностью продления, если это будет необходимо, в конце следующего года”, – сообщил руководитель ведомства Александр Новак. Министр не уточнил, когда правительство примет соответствующее решение.
В конце июля А. Новак говорил, что из-за риска дефицита нефтепродуктов Минэнерго предлагает сохранить обороты Евро-4 и не переходить с 1 января 2016 г. на топливо высокоэкологичного класса Евро-5. По данным ведомства, в 2015 г. потребление бензина составит 35,7 млн. т, производство – 36,8 млн. т (28,2 – Евро-5, 8,6 – Евро-4). “Мы видим некоторые риски того, что некоторые объемы, примерно 2-4 млн. т, будут находиться под вопросом при поставках на рынок, при балансировке внутреннего рынка”, – указывал он. Однако нефтяники, в том числе “Роснефть”, заверили, что дефицита топлива не будет, и взяли на себя обязательства поставить необходимый объем топлива на внутренний рынок. В итоге летом на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение не продлевать срок оборота топлива четвертого класса.
Возможность продления Евро-4 еще на год чиновники обсуждают с весны. Тогда Минэнерго подготовило документ, в котором указывалось, что “Роснефть”, например, сдвинула сроки ввода 7 из 13 установок, в итоге прогнозное производство бензина Евро-5 снижается на 3,3 млн. т. О том, что есть риски недопроизводства бензина этого класса, говорил и начальник Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. Он объяснял, что на это указывает мониторинг исполнения четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ. Выпадение даже несущественных объемов из-за аварии на Ачинском НПЗ (“Роснефть”) в 2014 г. повлияло на цену, напоминал он. В 2014 г. завод снизил производство бензина в 2 раза до 663200 т (данные ЦДУ ТЭК).
В середине июля Новак подчеркивал, что, несмотря на возможность дефицита нефтепродуктов, “преимущество Евро-5 очевидно”. “Люди его почувствуют. Экология будет более здоровой – лучше станет воздух, меньше выбросов в атмосферу. Экологический класс Евро-5 – самый высокий, где практически тысячные доли вредных веществ и примесей по сравнению с Евро-2 или Евро-3. Это в тысячи раз более экологичный бензин”, – рассказывал о преимуществах топлива пятого класса министр. При этом, по его словам, переход на Евро-5 не отразится на стоимости топлива.
В 2011 г. ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали соглашения с каждой нефтяной компанией. В этих документах содержатся графики ввода установок на НПЗ, повышающих качество топлива. Модернизация должна завершиться в 2020 г. В 2011 г. Евро-2 было запрещено к обороту. Но в стране возник дефицит нефтепродуктов и выросли цены на них, так как многие НПЗ опаздывали со сроками модернизации. В результате оборот Евро-2 продлили до конца 2012 г. С января 2015 г. запрещено продавать нефтепродукты Евро-3, а с 2016 г. запрет должен коснуться и Евро-4. (Rcc/Химия Украины и мира)