ЗАО “Белорусская нефтяная компания” (БНК) 15 сентября проводит открытый конкурс коммерческих предложений по реализации на долгосрочной основе бензинов А-92 и А-95. Об этом говорится в сообщении компании.
В августе БНК не смогла продать годовые контракты на поставку своей основной экспортной позиции в Украине – дизельного топлива. Компания предлагала к продаже до 60 тыс. т ДТ в месяц, однако конкурс был признан несостоявшимся, сообщили участник рынка.
По данным трейдеров, отсутствие интереса к белорусским ресурсам обусловлено их высокой стоимостью по сравнению с конкурирующими источниками поставок, в частности из России и Польши. Стоимость ДТ из России в 2015 г. на $20-30/т дешевле, чем из Беларуси, свидетельствуют данные операторов. Несмотря на это, в начале года БНК предложила украинским трейдерам повысить премии к прошлогодним контрактам на фоне снижения потребления в стране вследствие экономического кризиса. Это привело к прекращению многолетнего сотрудничества БНК с крупнейшими украинскими покупателями в лице WOG и ОККО, которые с марта полностью прекратили закупки дизтоплива у БНК. Украинское подразделение госэкпортера – “БНК-Украина” – в 2015 г. также не подписывает с материнской компанией терм-контракты на ДТ, что тоже свидетельствует о завышенном уровне цен. “Киевский офис понимает ситуацию, однако изменить позицию Минска не в силах”, – говорит руководитель крупной украинской компании.
Крупнейшим контрагентом “БНК-Украина” в 2015 г. стала компания “Укрпалетсистем”, которая гарантирует большие объемы продаж благодаря реализации дизтоплива с минимальной наценкой, а иногда – с отрицательной рентабельностью. “В отдельные периоды цена их реализации ниже, чем наша закупка”, – утверждает маркетолог крупной сети.
В результате украинские поставки дизельного топлива из Беларуси в 2015 г. показали рекордный спад: по итогам января-июля они составили 1066 тыс. т и снизились на 23% (333 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Падение баланса рынка за этот период составило 6% (2761 тыс. т). Ситуация с поставками белорусского бензина выглядит несколько иначе, хотя также демонстрирует спад. По данным источников в белорусских отраслевых кругах, августовский конкурс в части бензинов состоялся, но БНК не раскрывает выкупленные объемы и имена победителей. Изначально компания выставляла на конкурс контракты на 45 тыс. т А-92 и А-95. Учитывая, что 15 сентября БНК выставляет контракты на ежемесячные поставки 10 тыс. т, можно предположить, что поставки 30 тыс. т ежемесячно нашли покупателей. Известно, что крупнейшие украинские контрагенты ОККО, WOG, “Альянс Ойл Украина” не были победителями в данном конкурсе.
Несмотря на падение поставок, Беларусь остается крупнейшим поставщиком моторных топлив в Украину, занимая соответственно 35% и 38% рынка бензинов и ДТ по итогам января-июля 2015 г. В рекордные годы доля белорусских поставок превышала 50%.
ЗАО “Белорусская нефтяная компания” создана в 2007 г. для оптимизации работы по закупкам нефти и экспорту нефтепродуктов. Основные акционеры компании – РУП “ПО “Белоруснефть”, ОАО “Нафтан” и ОАО “Мозырский НПЗ”. Основные виды деятельности: оптовая закупка нефти, ее переработка на белорусских НПЗ, реализация нефтепродуктов на экспорт. БНК является крупнейшим экспортером нефтепродуктов в Украину. Имеет дочерние компании в Польше, Латвии, Великобритании, РФ и Украине. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)