Химия Украины и мира

Россия: до конца 2015 года бензин дорожать не будет

До конца года стоимость автомобильного топлива в России будет медленно снижаться. Такой прогноз дал начальник управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

“В сентябре мы зафиксировали снижение биржевых котировок на 5-6%, это повлекло падение цен в крупном опте, – пояснил Махонин. – А это значит, что скоро бензин станет дешевле и на заправках”. Пусть и не намного.

В 2015 г. цены на бензин ведут себя нетипично. Это связано с рядом факторов. На первый взгляд, сильнее всего на стоимость топлива должно влиять поведение цен на нефть. Тот факт, что цены на “черное золото” обвалились больше чем в 2 раза,   должен был привести и к снижению стоимости бензина. Однако не все так просто. С одной стороны, на внутреннем рынке цены на нефть остались практически на прежнем уровне из-за снижения курса рубля. В 2014 г. баррель стоил $100, доллар – 33 руб. То есть нефтяная компания выручала за него 3300 руб. Сейчас баррель стоит около $50, доллар – 68 руб. Кроме того, доля нефти в структуре себестоимости бензина неуклонно снижается за счет роста доли налогов. Если в 2012 г. доля нефти в цене бензина составляла около 50%, то сейчас она, по словам Дмитрия Махонина, – 15-18%.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша привел свои последние цифры – 5-7%. При этом на ближайшие годы налогообложение нефтяной отрасли планируется увеличивать, так что не стоит ждать, что цены на бензин начнут снижаться. Правда, рост налогов на нефтегазовую промышленность закладывался при других экономических условиях, когда увеличение спроса превышало прирост предложения. В 2015 г. картина наблюдается иная. Автомобильный рынок рухнул, потребление бензина снижается впервые за многие годы. Этим обусловлена нестандартная ценовая ситуация, наблюдаемая в 2015 г. Традиционно оптовые цены на бензин в августе начинали расти в преддверии осеннего повышения спроса. Рост стоимости топлива в России в последние 15-20 лет, по словам Евгения Аркуши, был примерно равен уровню инфляции. В этом году, вероятнее всего, ситуация будет иной. По данным Росстата, накопленная инфляция к концу августа составила почти 10%. Тогда как бензин с начала года вырос в цене менее чем на 4,5%.

Снижению темпов роста цен на моторное топливо в последнее время способствует и повышенная активность ФАС. Дело в том, что в 2015 г. крупные нефтяные компании, владеющие переработкой, стали жульничать. У них есть обязательство перед правительством – продавать не менее 10% произведенного бензина на бирже. Это требование было введено, чтобы сделать рынок более конкурентным и не давать крупным компаниям получать лишнюю прибыль за счет своей рыночной силы. Но они придумали, как обходить это правило: стали покупать бензин друг у друга, таким образом снижая реальное предложение на рынке и добиваясь повышения цен.

С недавнего времени такие сделки им разрешены только в течение отдельной торговой сессии и не идут в счет тех 10%, что должны быть реализованы на открытых торгах. Кроме того, сократилось время основной торговой сессии. Так у продавцов будет меньше возможностей придерживать товар, дожидаясь повышения цен.

Также ФАС выступила за продление оборота топлива экологического класса Евро-4 (его должны были вывести из оборота в 2016 г.). Если решение будет принято, это позволит избежать выпадения с рынка существенных объемов топлива. (rg.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version