Химия Украины и мира

Россия: вьетнамцы собираются построить НПЗ в Дагестане

Вьетнамская госкомпания PetroVietnam намерена не только инвестировать в ОАО “Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан” (ГНКД), но и построить за свой счет нефтеперерабатывающий завод мощностью 6 млн. т. Такое предложение PetroVietnam сделала на последней встрече с правительством Дагестана, заявил замглавы минпромторгинвеста республики Александр Гальмуков.

«Проект подразумевает создание на базе ГНКД нефтеперерабатывающего комплекса мощностью по перерабатываемому сырью 6 млн. т/год с глубиной переработки 95% и получением моторного топлива с качеством не ниже “Евро-5”, – сказал Гальмуков. – Нефть будет добываться на шельфе Каспийского моря, местный рынок будет обеспечен нефтепродуктами собственного производства».

Предварительная договоренность об инвестициях в ГНКД в $150-300 млн. достигнута в апреле в результате встречи главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с главой PetroVietnam Нгуеном Куок Кханем. Строительство завода, как ожидается, начнется после вхождения PetroVietnam в капитал ГНКД. Пока ни стоимость сделки, ни получаемая доля PetroVietnam не ясны, компании ведут переговоры, пояснил знакомый с ходом переговоров замруководителя Агентства по энергетике Дагестана Эльдар Гаджибабаев. По его словам, стоимость и местоположение НПЗ сторонами пока не просчитывались. Реализовать сделку с PetroVietnam ГНКД надеется до конца года, говорит близкий к компании источник.

Пока все топливо приходится закупать в Ростовской области и Краснодарском крае. По данным Агентства по энергетике Дагестана, ежегодно республика потребляет 500 тыс. т нефтепродуктов (эквивалентны 4 млн. т сырой нефти), распространяются они через сетевые заправки крупных компаний, своей сети заправок у ГНКД пока нет. Тем не менее, считает Гаджибабаев, местные АЗС в перспективе перейдут на топливо с нового НПЗ, что поспособствует снижению цены.

По мощности планируемый НПЗ (6 млн. т) считается средним, а заявленную глубину переработки (95%) можно назвать очень высокой, в среднем по России она составляет 71%, оценивает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «По мощности завод можно сравнить с Саратовским НПЗ (7 млн. т) или Куйбышевским НПЗ (также 7 млн. т) “Роснефти”. Но подобные заводы управляются крупными нефтяными компаниями, мелкие компании редко берутся за такие масштабные проекты из-за отсутствия капитала, – говорит Аркуша. – Не факт, что открытие завода сильно повлияет на цены в регионе – скорее всего, цены снизятся ровно на величину логистических затрат, так как крупные сети стараются держать единую цену в одном округе».

По словам Аркуши, конечная цена топлива на заправках зависит от нескольких причин. «Во многом влияет цена на биржевое топливо, которое продают крупные нефтяные компании, важно учитывать и инфляционную надбавку, ежегодный рост налоговой нагрузки на нефтяников и, собственно, баланс спроса и предложения на рынке», – пояснил он.

В условиях растущего спроса и цен на заправках вьетнамской компании будет выгодно войти в проект, тем более, что компания фактически начала обмен активами с Россией – ранее она продала “Газпром нефти” 49% своего НПЗ Dung Quat, находящегося во Вьетнаме, напоминает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, появление завода на Кавказе поможет снизить количество некачественного топлива, поставляемого мини-НПЗ (с мощностями менее 150- 200 тыс. т), часть производимого топлива покроет дефицит в соседних регионах. (Известия/Химия Украины и мира)

Exit mobile version