В конце августа Кабинет министров внес в Верховную Раду законопроект №2519а, которым предложил исключить из перечня не подлежащих приватизации 374 объекта агропромышленного комплекса, включая ГП “Укрспирт” и ГП “Артемсоль”.
В первом из них Минагрополитики завершает конкурс на должность руководителя предприятия (по сложившейся уже традиции, конкурс проходит с размахом: привлекаются международные эксперты, а различные этапы данным СМИ). Эксперт Forbes Григорий Трипульский, который является одним из претендентов на должность главы “Укрспирта”, поделился своим видением того, какие проблемы в отрасли порождает фактор госмонополии и чем в действительности должно распоряжаться государство, контролируя спиртовиков.
Монополии имеют слабое место – они разваливаются изнутри. Именно так в настоящий момент разваливается одна из ключевых монополий государства на производство спирта. Частая смена менеджмента, постоянные коррупционные скандалы, “смотрящие” над отдельными регионами фактически в 2014 г. привели процветающую отрасль к убыткам в 532 млн. грн. Поверить в то, что компания, не имеющая конкурентов на рынке и фактически диктующая условия целой отрасли (и отрасли прибыльной), может быть убыточной – невозможно. В этой связи на примере “Укрспирта” можно в очередной раз пронаблюдать неэффективность государства как управленца коммерческими предприятиями. Таким образом, после принятия данного законопроекта парламентом вопрос продажи предприятия будет решен окончательно.
Однако самое интересное в данной ситуации, что продавать особенно и нечего. ГП “Укрспирт” включает 41 завод, из которых реально работают только 17. Еще есть концерн “Укрспирт”, который состоит из массы отдельных госпредприятий, многие из них находятся в состоянии банкротства, другие – разворованы и представляют ценность разве что в качестве металлолома. Кроме того, у отрасли существуют миллиардные обязательства перед бюджетом (штрафные санкции ГФС) и долг перед частными кредиторами в несколько сотен миллионов гривен. Существующие заводы в массе своей были построены еще в советское время (а некоторые – в XIX веке), когда об энергосбережении никто и не помышлял, а потому технологии морально и физически устарели. Незначительная часть заводов была модернизирована. Однако зачастую это было сделано за деньги инвесторов, модернизированные мощности принадлежат им – например, ликеро-водочным заводам, покупающим спирт.
Возникает вопрос: что и за сколько продавать? Ведь если сейчас открыть рынок и снять государственную монополию, значительно выгоднее будет построить один огромный завод с современными технологиями производства, который станет производить объем спирта, потребляемый сейчас всей страной, а обслуживать его будут примерно в 200 раз меньше сотрудников, чем сейчас числится на “Укрспирте”. Примеры таких заводов есть в Канаде.
Существует несколько стратегий приватизации: продажа предприятия целиком с постепенной отменой монополии; продажа предприятия крупными кластерами (например, только производителям водки); продажа доли в предприятии с сохранением государственной части.
По мнению автора, основной ценностью, которой обладает сейчас государство, является лицензия, дающая право на производство спирта, и контролирующий аппарат, который может предотвратить производство контрафактной продукции. И именно лицензией государству следует торговать, предварительно прописав “дорожную карту” развития отрасли и контроля за ней. Все это можно сделать достаточно оперативно, не доводя отрасль до окончательного развала. (Григорий Трипульский, управляющий партнер юридическо-консалтинговой компании “Де-юре”, forbes.net.ua/Химия Украины и мира)