С 2012 г. служба безопасности “Укртранснафты” обнаружила 146 “врезок” в магистральные нефтепроводы. “На их ликвидацию и на возобновление инфраструктуры после незаконного “операционного вмешательства” было потрачено без малого 12 млн. бюджетных гривен. Потери госказны от нелегальной продажи топлива, произведенного из ворованной нефти, в десятки раз больше”, – сообщают директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн и специалист группы Антон Задорожный.
В “Укртранснафте” подсчитали: ежемесячно из трубы воруют около 3 тыс. т нефти (это состав из 50 вагонов-цистерн) на EUR1 млн. Кустарная переработка нефти дает “бизнесменам” на выходе около 1,5 тыс. т бензина и ДТ, при нелегальной продаже которых госбюджет каждый месяц недополучает 15 млн. грн. налогов
Если раньше “врезчики” использовали примитивные инструменты, то сегодня они не экономят на техническом оснащении: на местах преступления обнаруживают дорогостоящее оборудование. Для перекачки ворованного сырья используют трубы из металлопластика. Для прокладки отводов используется спецтехника горизонтального бурения, а для перевозки украденного – автопарк дорогих автоцистерн. По всей видимости, возросшие доходы покрывают такие затраты, отмечают авторы. Так, на месте врезки во Львовской области сотрудники “Укртранснафты” нашли компьютерно-диагностическую аппаратуру, которую злоумышленники использовали для контроля давления в магистральном нефтепроводе. Данное оборудование позволяло “черным нефтяникам” управлять отбором нефти на расстоянии и оставаться незамеченными.
В “Укртранснафте” открыто заявляют: деятельность похитителей нефти “крышуют” представители правоохранительных органов. Иногда силовики принимают и непосредственное участие в преступном бизнесе. “Невозможно соорудить многокилометровый отвод, используя технику не один день, и не попасть в поле зрения как местного населения, так и правоохранителей. К тому же если через деревню начали ежедневно ездить 30-40-тонные бензовозы”, – говорит Роман Сидорак, руководитель “Укртранснафты”. Но даже наличие доказательств еще не является гарантией получения воровской группировкой справедливого наказания – прокуроры и судьи в регионах, надо полагать, не без выгоды, становятся на сторону “врезчиков”.
Тем временем персонал “Укртранснафты” усиливается техникой, притом зачастую весьма экзотической. Так, сейчас “Укртранснафта” проводит тендеры на закупку внедорожников и… тепловизоров. “Наши “оппоненты” всем этим владеют давно, мы их лишь догоняем”, – рассказывает руководитель “Укртранснафты”. Поумерить пыл похитителей нефти планируется и с помощью законопроекта, которым вносятся поправки в Уголовный кодекс с целью ужесточения наказания для врезчиков.
Хищения нефти также поможет минимизировать пуск второй нитки нефтепровода “Дружба”, сырье из которой было выкачано по указанию экс-руководителя “Укртранснафты” Александра Лазорко. Заполнение параллельной нитки нефтепровода “Дружба” сырьем не только увеличит безопасность и надежность последнего действующего транзитного нефтепровода, но и позволит эффективнее бороться с “врезками”.
“Буду опять просить премьера (о пуске второй нитки нефтепровода), в прошлый раз помогло. После прямого указания финплан “Укртранснафты” на 2015 г. был утвержден за пару недель”, – говорит глава Р. Сидорак и уточняет, что предыдущие бюджеты на текущий год ранее декабря не утверждали. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)