С 1 октября в Украине вступил в силу Закон “О рынке газа”. Начало его действия должно ознаменовать появление цивилизованного рынка, однако изменения имеют половинчатый характер. По новым условиям рынок и дальше будет регулироваться в ручном режиме руководством абсолютного монополиста – НАК “Нафтогаз Украины”.
Закон “О рынке газа” был принят Верховной Радой 9 апреля. Сразу же после его принятия эксперты подчеркивали, что закон носит рамочный характер. Наполнение всех рыночных принципов должно было быть дополнено почти двумя сотнями нормативно-правовых актов. Ожидалось, что они будут разработаны и утверждены до 1 октября – даты вступления в силу новых правил. Разработать нормативные акты не успели. По словам народного депутата Виктории Войцицкой, еще в середине сентября Кабмин в авральном порядке вносил в профильный комитет законопроекты, которые необходимо утвердить до 1 октября. А сами тексты проектов изменялись на ходу.
О сложностях с началом действия нового закона говорят и в НАК “Нафтогаз”. “Мы сейчас по каждому отдельному элементу закона о рынке газа ведем дискуссию. И часто слышим: а давайте это не менять. Каждая группа пытается сохранить свои интересы, мотивируя тем, что мы к этому не готовы”, – говорит Юрий Витренко, директор по развитию НАК “Нафтогаз”.
Вступление в силу нового закона не исключает отказа от ручного регулирования рынка. Речь идет о проекте постановления Кабмина “О порядке создания страхового запаса природного газа”. На данный момент поставщики газа обязаны создавать запас газа на 9 дней – 10% от квартального объема. Проект предлагает увеличить норму такого резерва до 100% от запланированных месячных объемов.
По оценкам участников рынка, речь идет примерно о 300 млн. куб. м природного газа, которые должны храниться в ПХГ после уплаты ренты и налогов. По сути, нововведение аналогично постановлению Кабмина №647. Отмененный в судебном порядке документ обязывал большую часть потребителей покупать газ у НАК “Нафтогаз”.
Теперь обязывающего списка нет. Но, по словам коммерческого директора СП “Полтавская газонефтяная компания” Виталия Хруленко, поставщики фактически будут вытеснены с рынка на месяц, накапливая нужные объемы газа в ПХГ. Данное постановление выгодно “Нафтогазу”, который сейчас выполняет функцию балансировщика рынка. НАК является абсолютным монополистом на рынке поставок газа и обеспечивает 87% потребления в стране.
“Мы хотим уйти от ситуации, когда трейдеры номинируют газ, которого у них нет. И продают газ, которым они не располагают. Они могут его купить или не купить. Тогда дисбаланс закрывает “Нафтогаз”, – говорит Юрий Витренко. Таким образом НАК стремится снять с себя часть финансовой и ресурсной нагрузки. Витренко утверждает, что имплементация новых положений закона позволит решить вопрос страхового запаса иным способом. Например, оставить обязательства по накоплению только для импортеров газа и поставщиков предприятий, которые нельзя отключить. Впрочем, в проекте постановления Кабмина таких исключений не содержится.
Еще одна проблема заключается в введении финансового обеспечения поставок для участников рынка. Для того, чтобы прокачать определенный объем газа, трейдер должен внести страховой взнос в 20% от стоимости газа. Есть сложности и в диверсификации поставок газа населению. Приятная аналогия с интернет-провайдерами еще далека от воплощения. По словам некоторых трейдеров, рынок бытового потребления мог бы быть привлекательным, но выход на него осложнялся особенностью получения лицензии. До 1 октября формальных преград для выхода на этот рынок не было. Но, новый поставщик, должен был согласовать объемы поставок по регулируемому тарифу и абонентскую базу с газораспределительной компанией (обл- и горгазами).
Летом один из независимых поставщиков, не пожелавший называть себя, в качестве эксперимента заключил договора на поставку газа с тремя бытовыми потребителями из многоквартирного дома в столице. Эксперимент закончился на этапе, когда трейдер попытался заключить договора на транспортировку топлива с “Укртрансгазом”, который оперирует магистральными газопроводами и “Киевгазом” – газораспределяющей компанией. “Договора отказываются подписывать под любыми предлогами”, – рассказывает собственник компании-поставщика.
С вступлением в силу Закона “О рынке газа” ситуация усложняется. В законе отсутствуют понятия “граничный уровень цен” и “потребление по регулируемому тарифу”, но вводится “базовая цена газа”. Механизм ее определения должен был быть утвержден НКРЭКУ 30 сентября. При этом понятие “поставка по регулируемому тарифу” осталась в Законе “О лицензировании”. Поэтому на данный момент остается непонятным, какую лицензию нужно получить, чтобы поставлять газ населению. Параллельно происходит спешный процесс передачи и разграничения газораспределительных сетей в регионах, которые находились в бесплатном пользовании газораспределительных компаний. Закон “О рынке газа” запрещает частным компаниям бесплатно использовать распределительные сети, находящиеся в госсобственности. По всей видимости, новым распорядителем сетей станет новое госпредприятие с условным названием “Нефтегазсети”.
По словам заместителя Минэнергоугля Игоря Диденко, документы о разграничении с облгазами были обнаружены лишь 1,5 месяца назад. На данный момент около 40% распределительных сетей являются спорными. Замминистра так же подтвердил намерение создать госпредприятие, которое будет распоряжаться частью сетей, находящейся в государственной собственности и взымать с облгазов “символическую плату”. (Insider/Химия Украины и мира)