“Росавтодор” проводит серию практических семинаров для определения конкретных объектов и инновационных материалов для применения в 2016 г. Третий семинар с участием инженеров подведомственного управления, проектных и подрядных строительных организаций и производителей дорожной отрасли состоялся в Калуге.
Программа внедрения композитов была подписана 4 декабря 2014 г. и разрабатывалась «Росавтодором» по поручению президента РФ в течение полутора лет совместно с экспертами ГК “Рускомпозит”, Союзом производителей композитов, Союзом КТИ. Она должна обеспечить увеличение доли применения конструкций и технических решений из композитов в дорожной отрасли до 30-35% к 2020 г., что существенно улучшит состояние и качество дорог.
«Мы уже можем увидеть первые результаты реализации программы внедрения композитов в дорожную отрасль, – сказал Сергей Фахретдинов, заместитель председателя общественного совета при «Росавтодоре», основатель и руководитель Союза производителей композитов. – Завершился НИОКР по разработке национального стандарта и предварительного национального стандарта применения композитных материалов, а также 5 отраслевых дорожных методик с подробными способами расчета и применения композитов в дорожном хозяйстве. Вскоре появится альбом типовых решений в помощь специалистам, проектирующим пешеходные путепроводы и искусственные сооружения с применением композитных материалов. Эти документы сейчас разрабатываются членами Союза производителей композитов и в ближайшее время будут представлены профессиональной аудитории».
Сергей Фахретдинов рассказал о том, что к 2016 г. будет составлен полный Реестр производителей композитных изделий для дорожного строительства и ремонта, доступ к которому получат госорганы и госзаказчики, проектировщики, генеральные и субподрядные организации, производители: “Параллельно с этим разрабатываются 10 национальных стандартов, охватывающих производство композитных материалов и изделий из них: 3 из них уже работают – это мосты и трубы, бетонные конструкции с применением композитной арматуры”.
Представители производственных компаний познакомили участников со своими разработками, опытом реализации и техническими характеристиками материалов. Директор по проектной деятельности научно-технического центра ГК “Рускомпозит” Евгений Крашенинин рассказал о перспективах замены металлических водопропускных труб на стеклопластиковые. Он отметил, что впервые такие решения были применены в 50-х годах прошлого века. “В 1961 г. в Швейцарии, в Вале, построен трубопровод из полимерных композитов для гидроэлектростанции. Протяженность трубопровода – 3000 м, диаметр – 1 м. Четырьмя годами позже швейцарцы продолжают осваивать технологию и сооружают трубопровод из композитов в Граубюндене. Протяженность объекта – 480 м, диаметр – 1,25 м. Эти объекты до сих пор функционируют”.
В России имеется отставание по количеству и объемам внедрения композитных водопропускных труб. Хотя объекты, показавшие безаварийную эксплуатацию на протяжении длительного периода, тоже есть. Евгений Крашенинин привел в пример участок из стеклопластиковых труб на объекте НГДУ “Чернушканефть” в Пермской области, построенный в 1995 г., и водопропускную трубу из полимерных композиционных материалов на автомобильной дороге М-4 “ДОН” км 893, установленную в 2013 г.
Представитель ГК “Рускомпозит” отметил, что российские производители не только успешно адаптируют зарубежный опыт, но и разрабатывают собственные технологии. Это касается как технологий производства, так и процесса монтажа. В 2014 г. специалистами ГК “Рускомпозит” было реализовано несколько проектов по монтажу стеклопластиковых композитных водопропускных труб на трассах в Смоленской области. Монтаж был произведен с применением уникальной технологии гильзования. Экологичные и устойчивые к воздействию агрессивных сред трубы из стеклопластика были протянуты в предварительно устроенном под дорожным полотном металлическом футляре. Такой метод позволяет распределить нагрузку от насыпи, дорожного полотна и движущегося по нему транспорта. А вся конструкция служит прекрасной защитой от подтопления дорог от паводковых вод во время разлива реки или подъема уровня грунтовых вод. Этот способ может применяться не только при строительстве новых объектов, но и при ремонте уже работающих, где были применены железобетонные конструкции, подвергшиеся коррозии со временем. “При меньшем диаметре обеспечивается высокая пропускная способность – это еще одна особенность композитных стеклопластиковых труб”, – отметил представитель ГК “Рускомпозит”.
Руководитель проектов ООО “Компания Связьэнергомонтаж МО” Владимир Назаров представил композитные опоры освещения. По его словам, в отличие от железобетонных и металлических конструкций решения из композитов не требуют ремонта, покраски, на их транспортировку и монтаж уходит меньше средств и времени. Глава ФКУ Упрдор “Москва-Бобруйск” Константин Пустогаров отметил, что за последние годы управление “Москва-Бобруйск” продвинулось по количеству внедрения композитных решений на объектах. Одно из них – композитные опоры освещения на мосту через реку Угра на 203 км автомобильной дороги А-130 Москва – Малоярославец – Рославль – граница с Республикой Беларусь”, – рассказал руководитель ФКУ Константин Пустогаров. (ГК “Рускомпозит”/Химия Украины и мира)