Итоговым мероприятием 2015 г. в рамках программы внедрения композитов в дорожную отрасль стал практический семинар ФДА “Росавтодор” в Воронеже. Результатом цикла мероприятий, состоявшихся в различных регионах России, станет разработка Плана внедрения инновационных технологий и конструктивов в 2016 г.
«Главная цель Плана внедрения инновационных технологий – сформировать и представить перечень инновационной продукции российского производства, зарекомендовавшей себя на рынке, прошедшей испытания и получившей стандарты качества, – рассказал Сергей Фахретдинов, заместитель председателя общественного совета при «Росавтодоре». – Это позволит поставщикам и производителям прогнозировать, какие изделия из композитов более востребованы в том или ином регионе, регулятору – отслеживать динамику реализации Программы внедрения композитов в дорожную отрасль, согласно которой до 2020 г. ежегодный прирост объемов применения инновационных материалов должен составлять 15-20%.
Столица Черноземья была выбрана местом проведения итогового семинара ФДА “Росавтодор” не случайно: инновационные разработки внедряются в дорожную отрасль здесь наиболее активно. Опыт применения композитов на дорогах Черноземья начался с установки перильных ограждений, а в конце 2013 г. – начале 2014 г. был открыт первый надземный пешеходный переход из сборных композитных элементов в Липецкой области через дорогу Р-119. В 2014 г. на дорогах Курской, Тамбовской и Воронежской областей появились еще 4 пешеходных перехода из сборных композитных элементов.
Революционным шагом стало возведение в 2015 г. трех цельнокомпозитных пешеходных переходов в районе сел Хрущевка, Ленино и Подгорное. Производством пролетных строений этих объектов занимались специалисты ГК “Рускомпозит”. Они подключились к работе на стадии проектирования и разработки документации, что облегчило заказчику работу на момент получения согласовательных документов от “Главгосэкспертизы России”. Эксплуатационные расходы пешеходных переходов из сборных элементов и монолитного композита сводятся к традиционной очистке и уборке поверхностей остекления весной и уборке лестничных сходов и самого перехода в течение года. В отличие от железобетонных и металлических искусственных сооружений, покраска, замена креплений и ремонт этим переходам не требуется.
В ходе практического семинара директор по проектной деятельности ГК “Рускомпозит” Евгений Крашенинин представил участникам и другие разработки предприятий группы для широкого применения в дорожном хозяйстве. Это локальные установки очистки ливневых вод и водонакопительные распределительные емкости из композитов, водопропускные трубы, применяемые для защиты от размыва паводковыми водами. По оценке Евгения Крашенинина, на сегодняшний момент в секторе установок очистки сточных вод подземного размещения на лидирующие позиции по суммарным объемам поставок выходят российские производители, 7-8 лет назад на этом рынке была высока доля импорта. Влияние иностранных производителей сохраняется лишь там, где это географически и логистически целесообразно. Например, на северо-западе страны иногда применяются локальные очистные сооружения производства Финляндии или Прибалтийских стран, на Дальнем Востоке – китайского. Но и в этом случае российским производителям удается конкурировать. Так, в июле и августе 2015 г. ГК “Рускомпозит” поставила 27 установок очистки сточных вод на участки автомагистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург, суммарно за два сезона объем поставки рускомпозитовских решений составил более полусотни емкостей и установок водоочистки.
Тема применения композитов в строительстве и ремонте дорог и обеспечении безопасности дорожного движения оказалась намного шире, чем ожидали участники заседания. В зале насчитывалось более 60 человек – это представители филиалов ФКУ “Черноземуправтодор”, муниципальных ведомств, проектных и строительных организаций из Воронежа, Саратова, Тамбова, Липецка. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)