Россия, Беларусь и Казахстан разошлись в подходах определения цен на нефть при создании единого рынка нефти и нефтепродуктов на территории Евразийского экономического союза (России, Беларуси и Казахстана).
В октябре Евразийская экономическая комиссия подготовила и разослала на согласование проект “Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза”. Концепция предполагает сохранение существующих механизмов формирования цен на нефть. “Механизмы ценообразования на общих рынках нефти и нефтепродуктов союза формируются с учетом существующих механизмов ценообразования на рынках государств-членов и этапов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза”, – говорится в документе.
Концерн “Белнефтехим” не согласен с этой формулировкой. По мнению концерна, в концепции этот пункт должен быть изложен в иной редакции: “Цена нефти при поставках между государствами-членами союза не может превышать цену нефти, рассчитанную на основании котировок международных ценовых агентств, за вычетом всех затрат, связанных с поставкой нефти за пределы таможенной территории ЕАЭС и вывозных таможенных пошлин… При формировании цены на нефть учитывается изменение ее качественных характеристик”, – добавляет белорусский нефтехимический концерн.
Минэнерго РФ считает, что подход, предложенный белорусской стороной, нарушает рыночный принцип формирования цен. “Минэнерго не поддерживает предложение, так как оно закладывает на уровне концепции регулирование цен на нефть на рынке союза, что противоречит договору стан ЕАЭС, согласно которому одним из основных принципов взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики является принцип рыночного ценообразования на энергоресурсы”, – говорится в письме замглавы Минэнерго Кирилла Молодцова.
Казахстан предложил зафиксировать в концепции, что цены на нефть должны формироваться “на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции”.
Не сошлись Россия, Беларусь и Казахстан и в подходе к унификации стандартов для нефти и сохранению ее качества. В концепции предполагается, что участники общего рынка будут вести “деятельность по унификации норм и стандартов на нефть и нефтепродукты”. “Белнефтехим” предложил зафиксировать в концепции, что участники общего рынка должны “осуществлять деятельность по унификации, контролю и сохранению качества нефти, а также по повышению качества нефтепродуктов”. Казахстан также посчитал, что норму об осуществлении деятельности по контролю качества нефти необходимо ввести в концепцию. Россия выступила против формулировки о сохранении качества нефти. По мнению Минэнерго РФ, “сохранение качественных характеристик в большинстве случаев невозможно по объективным причинам либо требует несоразмерных получаемому эффекту материальных затрат”. Кроме того, отмечает российское ведомство, что такое “критерии качества нефти” – пока неясно, а технические требования к нефти регулируются национальными техрегламентами.
Спор между Беларусью, Казахстаном и Россией также вызвала формулировка концепции одной из задач становления общего рынка по “развитию транспортной инфраструктуры в целях обеспечения устойчивого функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов союза”. “Белнефтехим” предложил изложить эту задачу так: “Поддержание в технически исправном состоянии, а также развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной для функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов союза”. Казахстан формулировку поддержал. Минэнерго РФ посчитало, что заложенная в концепции формулировка о “развитии транспортной инфраструктуры” как раз и предполагает поддержание в технически исправном состоянии транспортной инфраструктуры. Менять эту формулировку на формулировку “Белнефтехима” не стоит.
Россия, Казахстан и Беларусь должны к 2024 г. создать единый рынок нефти и нефтепродуктов. Для запуска единого рынка страны должны в 2016-2017 гг. разработать и утвердить программы формирования общего рынка союза. На втором этапе в 2018-2023 гг. страны разработают единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов и выполнят другие мероприятия разработанных программ. В 2024 г. Россия, Казахстан и Беларусь должны заключить международный договор о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов, содержащий, в том числе, единые правила доступа к системам транспортировки нефти, расположенным на территории этих стран. Проект будет обсуждаться на коллегии Евразийской комиссии в декабре 2015 г.
Беларусь с 2010 г. полностью унифицировала с Россией ставки экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Кроме того, республика в соответствии с межправсоглашением, которое регулирует механизм распределения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, должна перечислять в бюджет РФ весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, полученные из российской нефти.
Противоречия между потенциальными участниками единого рынка нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС возникали и раньше. Так, Казахстан неоднократно вводил запрет на импорт российских нефтепродуктов, цены на которые после девальвация рубля опустились ниже стоимости аналогичных казахстанских продуктов. В конце января министр энергетики РК Владимир Школьник заявил о том, что импорт дешевого бензина из РФ может привести к остановке казахстанских НПЗ. В сентябре начальник управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Дмитрий Махонин обвинил Беларусь в том, что в первом полугодии республика только наполовину выполнила свои обязательства по поставкам бензинов в Россию, что и привело к удорожанию топлива на российских заправках. В конце апреля Беларусь прекратила поставку нефтепродуктов в Россию. До этого республика приостанавливала поставки в марте. В январе-феврале Беларусь выполнила свои обязательства по поставкам – были экспортированы 140 тыс. т бензина, в апреле – 25 тыс. т нефтепродуктов. Однако в I квартале экспорт белорусских нефтепродуктов на российский рынок снизился втрое по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Следует отметить, что Россия, Беларусь и Казахстан избегают огласки внутренних проблем. Поэтому данная информация, скорее всего, является вершиной айсберга противоречий, возникших у партнеров по ЕАЭС. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)