Иранская нефтегазохимия развивается “сверхбыстрыми” темпами и в ближайшие годы займет одно из основных мест на мировом рынке полимерной и другой нефтегазохимической продукции. Таковы оценки встречи деловых кругов России и Ирана, состоявшейся в Москве 10 ноября.
Глава российско-иранского делового совета Владимир Мельников отметил, что уже многие десятилетия Иран “вкладывается” в развитие нефтегазохимии, которая сегодня определяет структуру промышленности и промышленного экспорта страны. В. Мельников пояснил, что “в период действия западных санкций Тегеран находил любые возможности как для привлечения иностранных инвестиций в отрасль, так и для финансирования собственных ноу-хау в нефтегазохимии. Важную, если не определяющую роль играли и играют государственные капиталовложения в развитие всех отраслей по переработке нефти и газа. Ассортимент иранской нефтегазохимической продукции за последние 10 лет вырос в разы. Растет его востребованность и в России, особенно в плане полимерной продукции. Все большее число инофирм, особенно западноевропейских, укрепляют позиции в иранской нефтегазохимии, что способствует технологическому обновлению отрасли”.
По мнению В. Мельникова, российские инвесторы и нефтехимические компании менее активны в Иране; большинство из них ожидает окончательной отмены санкций. Но “эта перспективная ниша “заполняется”, потому можно и опоздать. Тем временем, германские, итальянские, другие бизнес-делегации прибывают в Иран с конкретными взаимовыгодными проектами в нефтегазохимии, подкрепленными конкретными инвестициями”.
На форуме отмечалось, что к весне 2015 г. доля нефтегазохимии в стоимости совокупного промышленного производства в Иране достигла 45%. А доля нефтегазохимической продукции в стоимости несырьевого экспорта страны превысила 35%. Как уточнил иранский эксперт по вопросам экспортной политики Мехди Голам-заде, “темпы активного развития нефтегазохимии в стране, скорее всего, сохранятся, что позволит Ирану к 2020 г. занять не менее 40% объема совокупного рынка Ближнего и Среднего Востока по нефтегазохимическим товарам”. Галиф Гилафэ, председатель Иранско-Российской торговой палаты, пояснил, что “предприятия нефтехимии Ирана широко известны в России и заинтересованы в прямых долгосрочных контрактах с российской стороной. Тем более, что интерес к их продукции в РФ растет. Иранская продукция будет более широко представлена на выставках, проводимых в РФ по нефтегазохимической тематике”.
В канун встречи деловых кругов РФ и Ирана сообщалось со ссылкой на советника директора Khuzestan Petrochemical Company Монджи Али-Реза, что эта компания (одна из крупнейших в Иране) может существенно увеличить экспорт в Россию и экс-СССР поликарбоната, эпоксидных смол, полипропилена и продуктов их переработки. Представители ряда российских предприятий в ходе форума отмечали, что спрос на иранские полиэтилен, полипропилен и их производные растет. Но иранские компании не всегда своевременно отвечают на запросы по возможным поставкам продукции.
Что касается экспорта иранской нефти, Владимир Мельников отметил, что основным рынком для нее пока остается Южная и Восточная Азия. Но в ближайшие годы это сырье наверняка “хлынет” на другие рынки, что обусловлено и низкой себестоимостью добычи иранской нефти, и ее высоким качеством. (Rcc/Химия Украины и мира)