Независимые трейдеры снова жалуются в Федеральную антимонопольную службу на нарушения в биржевой торговле топливом. На этот раз они недовольны условиями доставки дизельного топлива: нефтяные компании предлагают поставку по железной дороге, а они хотят по трубе.
Четыре независимые оптовые компании, покупающие нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), направили заместителю главы ФАС Анатолию Голомолзину жалобу на дискриминацию и злоупотребление доминирующим положением крупными нефтяными компаниями. В числе подписавших письмо – генеральные директора “ЭйДжи-Ойл” Евгений Бирюков, ОАО “Солид – товарные рынки” Илья Мороз, АТИ Александр Бураков и “Транстэкинвест” Андрей Суслов.
Как указывают в письме трейдеры, крупнейшие нефтебазы соединены с НПЗ сетью нефтепродуктопроводов и железнодорожными путями. Производители могут обеспечить транспортировку проданного на бирже топлива не только по железной дороге, как они делают это сейчас, но и трубопроводами “Транснефтепродукта” (дочерняя структура “Транснефти”). Поставки по трубе намного дешевле, чем цистернами, и нефтяники, по мнению трейдеров, прокачивают по трубе топливо для собственных компаний, а для покупателей по биржевым контрактам оставляют вывоз дизеля вагонами. Исключение, как уточняют в письме оптовики, составляет только одна компания – “Салаватнефтехим”, которая с 1 января по 22 октября 2015 г. продала 245,6 тыс. т дизельного топлива с доставкой трубопроводным транспортом.
“Сбыты нефтяных компаний получают преимущество: мы не можем доставить свой товар в ряд регионов страны, так как это не имеет смысла из-за потери маржи”, – говорит гендиректор компании “Солид – товарные рынки” Илья Мороз. Он приводит пример: “Тариф по доставке купленного на бирже дизельного топлива Московского НПЗ до нефтебазы Володарская в Московской области по трубе составляет 166 руб., вагонами – 973 руб. Доставка с самарской группы НПЗ “Роснефти” до нефтебазы Никольское в Тамбовской области трубой стоит 604 руб./т, по железной дороге – 1933 руб.”. По словам Мороза, при такой разнице в тарифе независимые продавцы нефтепродуктов не имеют возможности конкурировать с нефтяными компаниями.
Авторы письма указывают со ссылкой на статистику СПбМТСБ, что с начала 2015 г. “Башнефть” и «ЛУКойл» не торговали на бирже дизельным топливом с доставкой по трубе со всех своих НПЗ, “Газпром нефть” не продавала дизельное топливо по трубе с Московского и Омского НПЗ. Не делала этого “Роснефть” со своей группы самарских НПЗ, а с Ярославского НПЗ она реализовала всего 5 тыс. т дизеля с доставкой по системе “Транснефтепродукта”. С НПЗ “Кириши” “Сургутнефтегаза” с трубной доставкой покупателям продано всего 10,2 тыс. т дизельного топлива.
Всего, по данным агентства “Аналитика товарных рынков”, трубопроводным транспортом в 2014 г. для нужд внутреннего рынка было прокачано 5,15 млн. т дизельного топлива стоимостью 160 млрд. руб. Независимым компаниям удалось приобрести на свободном биржевом рынке всего 355 тыс. т из этого объема, что составляет менее 7% рынка.
Через некоммерческое партнерство “Совет по товарным рынкам” трейдеры выходили на участников рынка с предложением прописывать в договоре поставки возможность транспортировки как по железной дороге, так и по трубе (объединение торговых базисов “франко-труба” и “франко-вагон”). По данным авторов письма, их поддержало руководство СПбМТСБ и “Транснефть”, но 20 июля 2015 г. на заседании совета секции “Нефтепродукты” СПбМТСБ нефтяные компании проголосовали против такого решения и оно было отправлено на доработку.
Источник на СПбМТСБ отметил, что сейчас крупные нефтяные компании – продавцы топлива не нарушают правил биржевой торговли, предлагая дизельное топливо с поставкой железнодорожными цистернами: “Когда лот продается, в нем уже указаны условия транспортировки, ее стоимость и вид транспорта для доставки. Покупатель предоплачивает свой товар, доставка происходит в течение 30 дней после оплаты”.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин подтвердил получение письма и намерение разобраться с жалобой, отметив, что его ведомство поддерживает независимых покупателей дизельного топлива. “Мы планируем обсудить вопрос отгрузки дизеля в этом году на биржевом комитете. Сейчас вместе с СПбМТСБ мы прорабатываем, как организовать возможность отправки товара, купленного на одном базисе, как вагонами, так и по трубе”, – сказал чиновник. По словам Голомолзина, в рознице независимые конечные продавцы топлива занимают 50% рынка дизельного топлива, вторая половина рынка – у крупных нефтяных компаний. “У нас есть предположение, что решение проблемы сложится. Если не сложится – будем думать, какие санкции применить в соответствии с антимонопольным законодательством”, – отмечает замглавы ФАС. В доказанных случаях нарушения антимонопольного законодательства компаниям грозит штраф в процентах от оборота на рынке, на котором было допущено нарушение.
Источник в “Газпром нефти” утверждает, что крупным компаниям все равно, продавать с транспортировкой вагонами или по трубе покупателям на бирже дизельное топливо. “У нас есть прямые договоры с “Транснефтью”, мы отплачиваем транспортировку своего топлива заранее и получаем стабильные поставки. Организовывать такой же сервис собственными силами для покупателей с биржи компания не готова – это задача биржи либо самих компаний-покупателей. Пусть заключают прямые договоры с владельцем трубы”, – отметил собеседник в компании. Он полагает, что разница в тарифах на транспортировку дизельного топлива практически не отражается на его цене на АЗС, а только на доходах трейдера, который приобретает его для перепродажи розничным сетям АЗС. Собеседник в “Башнефти” говорит, что организация транспортировки топлива не должна быть задачей его продавцов. Он отрицает сознательную дискриминацию независимых покупателей дизельного топлива крупными компаниями при отгрузке купленных на бирже нефтепродуктов.
Но, по словам советника главы “Транснефти” Игоря Демина, трубопроводная монополия заключает договоры на прокачку дизельного топлива по нефтепродуктопроводам “Транснефтепродукта” непосредственно с конечными производителями нефти, минуя посредников. Он подтвердил, что компания поддерживает идею независимых покупателей топлива о возможности организации доставки их товара по трубопроводам. “Было бы логично, чтобы клиент сам выбирал, каким образом ему доставлять товар из одной точки в другую. Сейчас так работает “Салаваторгсинтез”. С компаниями, которые работают на бирже и имеют соответствующие биржевые договоры, “Транснефть” готова заключать договоры на доставку дизельного топлива (после предоставления выписки о биржевом договоре). Сейчас у компании заключены 49 таких договоров”, – объясняет Демин.
Директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов отмечает, что в цене дизельного топлива на АЗС учтен более дорогой тариф на его доставку железнодорожными цистернами. По данным Росстата, средняя цена дизельного топлива по России сегодня составляет 34,9 руб./л. (Rcc/Химия Украины и мира)