С 1 июля 2016 г. все НПЗ в России должны будут отказаться от старого стандарта качества Евро-4 и полностью перейти на более качественное топливо Евро-5. При этом “Роснефть” обещает перевести все свои НПЗ на новый стандарт к концу 2015 г. За год долю Евро-4 и Евро-5 в переработке компании удалось увеличить c 55,9% до 80%.
Сейчас “Роснефть” управляет в России 11 крупными НПЗ мощностью более 1 млн. т. При этом все эти заводы готовятся или уже перешли на более экологичные классы топлив.
В программе модернизации – более 30 проектов строительства и реконструкции установок вторичной переработки мощностью более 40 млн. т/год. 2014 г. был особенно богат на результаты: современные нефтеперерабатывающие установки были построены и введены в эксплуатацию на Новокуйбышевском НПЗ, Куйбышевском НПЗ, Рязанской НПК, Сызранском, Саратовском и Туапсинском НПЗ. Сейчас большинство заводов компании полностью перешли на стандарт Евро-5 и по бензину, и по дизельному топливу, последними 1 октября на Евро-5 перешли Новокуйбышевский и Куйбышевский НПЗ. Для перехода на новый класс качества на НПЗ компании были пущены новые более высокотехнологичные установки по переработке нефти. В 2015 г. на Куйбышевском НПЗ продолжены работы по возведению еще 8 новых технологических комплексов и установок. На Новокуйбышевском НПЗ за последние несколько месяцев завешено строительство комбинированного комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных фракций (необходим для выпуска светлых продуктов) общей мощностью около 4,9 млн. т/год.
Затронула модернизация и другие НПЗ компании. Например, для перехода на Евро-5 Сызранского НПЗ компания провела монтаж 3 новых реакторов на установке каталитического риформинга (обеспечивает выпуск высокооктановых бензинов), реализуются инвестиционные проекты, направленные на существенное повышение качества моторного топлива. Это проекты строительства комплекса каталитического крекинга (мощность 1250 тыс. т/год), установки алкилирования (160 тыс. т/год), производства МТБЭ (40 тыс. т/год) для производства автомобильных бензинов и комплекса гидроочистки для производства дизельного топлива. Полностью перейти на Евро-5 завод смог в мае 2015 г.
В августе к выпуску Евро-5 смог приступить Комсомольский НПЗ. Сейчас на НПЗ продолжается строительство комплекса гидрокрекинга, который позволит увеличить глубину переработки нефти. Этот завод входит в группу восточных проектов компании, значит, сможет участвовать в увеличении поставок нефти в восточном направлении, на рынки АТР, где прибыльность для компании традиционно одна из самых высоких.
Готовится перейти на Евро-5 Туапсинкий НПЗ. Реконструкция этого завода является крупнейшим стратегическим проектом компании, основными целями которого являются увеличение мощности первичной переработки нефти до 12 млн. т/год и обеспечение потребностей рынка южных регионов России качественным моторным топливом. В рамках этой работы в 2013-2014 гг. здесь была введена в эксплуатацию установка первичной переработки нефти, своей мощностью превосходящая мощности 3 установок, введенных в эксплуатацию в советское время. В настоящий момент на предприятии продолжается строительство на объектах второго пускового комплекса. К моменту окончания реконструкции планируется достичь увеличения глубины переработки до 98,9% и роста выработки светлых нефтепродуктов до 10,6 млн. т/ год.
“Роснефть” занимает почти треть рынка товарного бензина, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, в отличие от госкомпании многие производители перейти на Евро-5 могут не успеть. Не успевшие модернизировать свои НПЗ компании будут вынуждены прекратить продажу бензина на оптовом товарном рынке и, как вариант, перейти к поставкам бензина для промышленности, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Если некоторые компании не успеют перейти на более экологичный класс топлива, дефицита на рынке не будет – в 2015 г. растет производство при одновременном снижении потребления, отмечает эксперт. (Rcc/Химия Украины и мира)