Белорусский госконцерн “Белнефтехим” предложил российским компаниям, поставляющим нефть в республику, пересмотреть формулу цены, сообщили источники, знакомые с ситуацией. Сейчас нефть на Мозырский и Новополоцкий НПЗ Беларуси поставляется беспошлинно в рамках согласованного годового объема, на 2016 г. он должен составить 24 млн. т.
При этом экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из этой нефти, полностью зачисляются в белорусский бюджет. Формула цены, по которой идут поставки, согласована в декабре 2011 г.: это netback от Роттердама (цена нефти на FOB минус экспортная пошлина и затраты на транспортировку), уменьшенный на дисконт в $3,7/т.
Теперь “Белнефтехим” настаивает на увеличении дисконта еще как минимум на $5/т. По словам источников “Ъ”, первоначально белорусская сторона настаивала на росте дисконта до $14,95, но потом снизила запросы. В качестве аргументов белорусы приводят тот факт, что стоимость нефти для российских НПЗ ниже, чем для белорусских, и вообще Беларусь является для российских нефтяников премиальным направлением. Кроме того, по мнению Минска, качество российского сорта Urals существенно ухудшилось, повысилась плотность нефти, из-за этого заложенный в формуле коэффициент пересчета баррелей в тонны оказывается выше фактического. Также “Белнефтехим” упирает на то, что налоговый маневр в РФ ухудшил экономику переработки.
Основные поставщики нефти в Беларусь – “Роснефть”, ЛУКОЙЛ и “Газпром нефть”, они же имеют квоты для давальческой переработки нефти на местных НПЗ (компании поставляют нефть, платят заводам за процессинг и получают обратно нефтепродукты). Теоретически российские компании могут перерабатывать по давальческой схеме до 50% поставляемой нефти, но за первое полугодие эта доля была вдвое ниже – из-за налогового маневра схема стала менее выгодной, чем прямой экспорт. Если ситуация сохранится и в следующем году, предлагаемый “Белнефтехимом” дисконт в дополнительные $5/т будет означать для российских компаний потери в $90 млн. за год. В “Газпром нефти” заявили, что считают существующую формулу корректной, цены соответствуют тем, по которым компания осуществляет поставки по другим направлениям, в том числе на российские НПЗ. В других российских нефтекомпаниях от комментариев отказались. По словам собеседников, близких к поставщикам нефти в Беларусь, они также отрицательно относятся к идее белорусов и предлагают формулу не менять.
Вопрос обсуждался на переговорах вице-премьеров РФ и Беларуси Аркадия Дворковича и Владимира Семашко в начале ноября, тогда было поручено провести дополнительные консультации между компаниями. В Минэнерго РФ заявили, что “это вопрос коммерческих отношений между “Белнефтехимом” и российскими нефтекомпаниями”.
Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков” считает, что в текущей ситуации белорусам не на что жаловаться: “На самом деле в 2016 г. “Белнефтехим” не потеряет, а заработает на налоговом маневре, поскольку ставка пошлины на нефть, учитываемая в netback, сохранится на нынешнем уровне, а пошлины на нефтепродукты, которые “Белнефтехим” уплачивает в бюджет, снизятся”. Сейчас все направления экспорта российской нефти находятся под давлением из-за избытка предложения на рынке, отмечает старший вице-президент Argus Media Вячеслав Мищенко. “Но если у некоторых европейских стран действительно есть возможность выбора поставщиков, то у Беларуси такого выбора, по сути, нет”,- считает он. По его мнению, исход переговоров зависит от того, что “Белнефтехим” готов предложить российским компаниям в обмен на дисконт. (rcc.ru/Химия Украины и мира)