К началу XXI века созданный во времена СССР нефтеперерабатывающий комплекс России поделили между собой крупные игроки, превратившиеся благодаря этому в полноценные вертикально интегрированные компании (ВИНК). В результате на рынке возникла олигополия: 8 компаний контролировали более 90% объема переработки и внутреннего рынка нефтепродуктов. При этом ВИНК в первую очередь ориентировались на международный рынок и не были заинтересованы в поставках продукции потребителям внутри страны, которые снабжались по остаточному принципу.
Малые и средние НПЗ, не вошедшие в состав ВИНК, не могли с ними конкурировать на равных из-за плохой технической оснащенности, низкого качества продукции и логистических проблем. Тем не менее, за последние 10 лет в России появилось крупные независимые НПЗ, которые производственным и финансовым показателям не уступают завода ВИНК. Секреты успеха – современное производство и гарантированный рынок сбыта.
Антипинский НПЗ. Первым крупным проектом по созданию независимого нефтепереработчика стал Антипинский НПЗ, решение о строительстве которого было принято в 2004 г. Инвесторами проекта выступила группы предпринимателей из Тюменской области. Хотя проект получил всестороннюю поддержку властей региона, отношение к нему было крайне скептическим. Тем не менее, акционеры сумели договориться о кредитах, обеспечить финансирование и построить современный НПЗ. Если на старте в 2006 г. мощность завода составляла 400 тыс. т/год переработки, то через 4 года она выросла в 10 раз до 4 млн. т/год. В результате Антипинский завод превратился в лидера на рынке Тюменской области и крупного игрока в соседних регионах.
Завод продолжает активно наращивать мощности, которые с 2010 г. по 2014 г. удвоились, достигнув 8 млн. т/год. В 2014 г. объем производства разных видов нефтепродуктов превысил 6,2 млн. т. При этом маркетинговая стратегия завода с самого начала была сориентирована на выпуск нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас завод способен выпускать дизельное топливо стандарта Евро-5, в 2016 г. начнется производства бензина, отвечающего самым высоким международным требованиям. До конца 2015 г. глубина переработки нефти должна достичь 94%. Этот показатель в среднем по России не превышал 74% в 2014 г. Выпуск дизельного топлива составит до 50% продукции завода. По этим параметрам Антипинский НПЗ можно сравнить с лучшими европейскими нефтеперерабатывающими предприятиями.
На этом процесс развития завода не будет завершен. После окончания строительства современного нефтеперерабатывающего блока на базе НПЗ предполагается создать нефтехимический комплекс с целью производства ароматических углеводородов – бензола, толуола и ксилола. Успех проекта признают эксперты и руководители многих ВИНК, которые рассматривают Антипинский НПЗ как серьезного соперника на внутреннем рынке. Со стороны нефтяных компаний, в частности бывшей ТНК-BP, неоднократно предпринимались попытки купить НПЗ в Тюмени, но на все предложения о продаже владельцы завода отвечали отказом.
Яйский НПЗ. Антипинский НПЗ стал примером для других. В Кузбассе компания “Нефтехимсервис” при поддержке и личном контроле губернатора Кемеровской области Амана Тулеева в 2008 г. начала строительство НПЗ у поселка Яя, недалеко от Анжеро-Судженска. В III квартале 2013 г. была пущена первая очередь завода мощностью 3 млн. т и глубиной переработки 60%. Как и в случае с Антипинским НПЗ, многие эксперты также критиковали проект и не верили в возможность его реализации. По примеру Антипинского НПЗ завод был построен вблизи от магистрального нефтепровода «Транснефти», что позволило существенно снизить расходы на транспортировку сырья.
Еще одним фактором, предопределяющим успех проекта, стало наличие гарантированного рынка сбыта. Кузбасс – промышленно развитый регион, где расположено большое количество угольных предприятий, которым необходимо дизельное топливо. Когда Яйский НПЗ выйдет на запланированные показатели, то станет серьезным конкурентом для доминирующего в регионе Омского НПЗ. “Нефтехимсервис” планирует увеличить мощности Яйского НПЗ до 6 млн. т/год, а глубину переработки до 93% к концу 2017 г.
Новошахтинский завод нефтепродуктов. Еще один крупный проект в сфере нефтепереработки ранее пустила группа “Юг Руси” Сергея Кислова. Крупный сельскохозяйственный холдинг решил выйти на новый для себя рынок и в 2009 г. пустил первую очередь построенного с нуля Новошахтинского завода нефтепродуктов в Ростовской области. Сельскохозяйственная компания и стала основным потребителем продукции завода. НПЗ выпускает топливо невысокого качества и ориентируется в первую очередь на запросы аграрной компании. Однако для успеха проекта этого недостаточно. С целью расширения рынка сбыта на заводе сейчас проводится масштабная программа модернизации, которая предполагает увеличение глубины переработки до 85% и начало производства моторного топлива стандарта Евро-5. Мощность завода должна достигнуть 6 млн. т/год. Модернизация осуществляется при полной поддержке региональных властей.
Завод получает сырье по магистральному нефтепроводу Суходольная – Родионовская и по железной дороге. Также НПЗ имеет возможность отгружать продукцию потребителям не только автомобильным и железнодорожным, но и речным транспортом, для чего на берегу Дона простроена грузовая эстакада.
Афипский НПЗ. Строительство независимой переработки возможно не только с чистого листа, но и на базе существующих активов. Примером может служить расположенный в Краснодарском крае Афипский НПЗ, подконтрольный группе “Нефтегазиндустрия” Владимира Когана. В 2010 г. компания выкупила завод у структур Олега Дерипаски и взялась за масштабную реорганизацию. В достаточно короткие сроки был решен вопрос с подключением к системе магистральных нефтепроводов “Транснефти”, что позволило резко сократить транспортные издержки и улучшить экономические показатели.
Мощность завода выросла с 3,7 млн. т/год в 2011 г. до 6 млн. т/год в 2014 г. Цель на 2020 г. – увеличить мощность до 15 млн. т/год и довести глубину переработки с нынешних 51% до 93%. Если компания сможет реализовать планы, то завод превратится в крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие Юга России.
В России есть еще ряд других независимых НПЗ, неподконтрольных крупным компаниям – Марийский, Ильский, Краснодарский и другие. Однако все они находятся в весьма сложном положении, испытывают серьезные, порой непреодолимые, финансовые трудности. В чем их слабые места по сравнению с другими перечисленными активами?
Во-первых, в географическом положении. Большинство независимых ныне заводов было построены еще в СССР, когда не было четкой ориентации на конкретные локальные рынки. В результате многие заводы расположены на большом удалении от основных нефтетранспортных артерий и вынуждены нести повышенные логистические издержки на получение сырья и реализацию продукции.
Спроектированные с нуля Антипинский, Яйский и Новошахтинский заводы с самого начала ориентировались на работу с конкретными рынками и место под их строительство выбиралось вблизи от магистральных трубопроводов “Транснефти”. Под это требование, на первый взгляд, не попадает Афипский НПЗ, поскольку инвестор не выбирал место для завода. В Краснодарском крае наблюдается избыток нефтеперерабатывающих мощностей. В регионе также действуют Туапсинский НПЗ “Роснефти”, Краснодарский НПЗ, аффилированный со структурами Михаила Гуцериева, независимый Ильский НПЗ. Чтобы избежать ценовых войн Афипский НПЗ сейчас ведет стройку собственного экспортного терминала на берегу Черного моря, в 100 км от основной производственной площадки. Таким образом владельцы Афипского НПЗ хотят решить проблему сбыта, получив возможность экспортировать продукцию за рубеж, а не ограничиваться внутренним рынком.
Второй фактор успеха, являющийся прямым следствием первого, – возможность экономить на транспортных издержках и за счет этого инвестировать в модернизацию производства. Все успешные независимые переработчики заявляют о необходимости модернизации для увеличения выпуска товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Если производить только прямогонный бензин, топочный мазут и печное топливо, то можно “вылететь в трубу”. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, 6 ноября цена на мазут составила 8015 руб./т, а на летнее дизельное топливо с отгрузкой во Владимире – 35739 руб./т. Цифры говорят сами за себя.
После девальвации рубля и введения налогового маневра, который подразумевает снижение экспортной пошлины на нефть и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), у российских НПЗ резко снизилась рентабельность производства. Добывающим компаниям стало выгоднее поставлять нефть за рубеж, чем продавать ее на внутреннем рынке. Переработчики, особенно те, которые ориентированы на внутренний рынок, оказались в трудном положении. Они вынуждены платить за нефть более высокую цену, чтобы обеспечить свои заводы сырьем. И здесь показателен пример Антипинского НПЗ. Несмотря на ухудшение конъюнктуры, завод в I полугодии показал хорошие финансовые результаты. В январе-июне его выручка выросла на 34% до 83,6 млрд. руб., а операционная прибыль составила 2,5 млрд. руб. (операционная прибыль завода за весь 2014 г. составила 2,56 млрд. руб.).
Третье слагаемое успеха – наличие “административного ресурса”, связей на региональном, а лучше на федеральном уровне. Этот фактор в значительной степени позволяет снять ряд административных проблем, возникающих при реализации проекта, и довести его до той стадии, когда он способен приносить прибыль.
Таким образом, если инвестор смог грамотно “сложить” все три этих слагаемых, то успех новому НПЗ гарантирован. В появлении таких проектов заинтересованы потребители: независимые переработчики позволяют повысить конкуренцию, препятствуют созданию олигополии. Совсем недавно нефтепереработка была пасынком нефтяной отрасли, рассматривалась как малорентабельный бизнес. Ситуация изменилась кардинально после падения цен на нефть. В 2015 г. в топ-10 ведущих энергетических компаний мира по версии агентства Platt’s впервые вошли Phillips 66 и Valero Energy – американские независимые переработчики, занявшие 6 и 8 места соответственно. Лучший результат российской компании – “Роснефть” – 10 позиция рейтинга. (Агентство нефтегазовой информации/Химия Украины и мира)