14 декабря СМИ распространили сообщения о возобновлении работы Одесского НПЗ, который принадлежит разыскиваемому в Украине бизнесмену Сергею Курченко. Все новости практически не отличались по смыслу и акцентировали внимание на том, что теперь завод будет работать на государство и для государства. В этот же день на территорию завода в сопровождении национальной полиции прибыли сотрудники ГП “Укртранснефтепродукт” и приняли Одесский НПЗ “в оперативное управление”. Санкцию на такие действия дал Приморский районный суд Одессы месяцем ранее. Глава “Укртранснефтепродукта” Александр Горбунов после проведения инвентаризации обещает загрузить завод нефтью и возобновить его работу.
Деятельность госпредприятия неоднократно становилась предметом расследований украинских СМИ. Через эту компанию продавились так называемые “нефтепродукты Курченко”, из-за чего против бывшего руководства ГП было возбуждено уголовное дело.
Кто же в реальности будет контролировать Одесский НПЗ и какие шансы возобновить работу предприятия?
Как Курченко лишали имущества
Одесский НПЗ остановился в феврале 2014 г. после смены власти в Украине и бегства в Россию Сергея Курченко. С тех пор за завод и принадлежащие ему нефть и нефтепродукты разгорелась борьба.
В апреле 2014 г. в рамках расследований махинаций Курченко с нефтью и нефтепродуктами имущество завода было арестовано. Сколько нефти и нефтепродуктов на момент ареста находилось в резервуарах НПЗ, до сих пор точно неизвестно. Само предприятие было передано в залоге российского банка ВТБ из-за неоплаченных долгов Курченко.
Еще около 30 тыс. т нефтепродуктов, принадлежавших группе «ВЕТЭК» Курченко, оказались под арестом на нефтебазах в Киевской области и в Херсоне. Власть пообещала провести открытый конкурс по реализации этих нефтепродуктов, но его так никто и не дождался. Топливо на нефтебазах по решению суда было передано на ответственное хранение “Укртранснефтепродукту” и с октября 2014 г. по февраль 2015 г. продано через компанию “Укройлпродукт”, входящую в группу «Фактор» бизнесмена Сергея Тищенко, близкого товарища депутата от Народного фронта Сергея Пашинского. Именно они, согласно расследованию “Украинской правды”, контролируют деятельность “Укртранснефтепродукта”. Сам Пашинский это неоднократно отрицал.
В мае 2015 г. Генеральная прокуратура открыла дело по факту незаконной реализации топлива. “В результате нарушения порядка реализации нефтепродуктов, являющихся вещественными доказательствами, и продажи их по заниженной цене служебными лицами ГП “Укртранснефтепродукт” государству нанесен материальный ущерб на 341,2 млн. грн.”, – говорится в одном из судебных решений по этому делу. После скандала руководство “Укртранснефтепродукта” решили сменить. Министерство энергетики и угольной промышленности в октябре уволила гендиректора компании Владимира Гаврилова, назначив вместо него Александра Горбунова. Спустя месяц после смены главы компании Приморский районный суд Одессы выносит решение, которым передают все имущество Одесского НПЗ, включая земельный участок, “Укртранснефтепродукту” на “ответственное хранение”.
Одесский НПЗ, который формально до сих пор принадлежит структурам Курченко, подал апелляцию, 1 декабря он проиграл спор. После вступления решения в силу 14 декабря на территорию НПЗ зашли сотрудники “Укртранснефтепродукта” и взяли компанию в оперативное управление. “Мы сейчас занимаемся инвентаризацией и готовим завод к пуску”, – коротко прокомментировал ситуацию Горбунов.
«Укртранснефтепродукт» контролирует группа «Фактор»
Схема, по которой произошла фактическая смена собственника Одесского НПЗ, не нова и использовалась уже несколько раз. Перед тем, как “нефтепродукты Курченко” были проданы с нефтебаз, суд также их передал на “ответственное хранение” компании “Укртранснефтепродукт”. Кроме того, по такой же схеме у Курченко был отобран еще один нефтяной актив – Херсонский перевалочный комплекс. Правда, для этого использовалась другая государственная компания – “Предприятие по обеспечению нефтепродуктами” (ПОНП). Как и в случае с Одесским НПЗ решение о “национализации” принимал Приморский районный суд Одессы по иску МВД. Самое интересное, что осенью 2014 г., когда Херсонская перевалка перешла под контроль ПОНП, заместителем главы этой компании работал именно Горбунов – нынешний глава “Укртранснефтепродукта”.
О том, что “Укртранснефтепродукт” контролирует группа “Фактор”, указывает много фактов. Например, после перехода Херсонской перевалки в управление ПОНП поставлять нефтепродукты через этот терминал начала компания “Укройлпродукт”, принадлежащая Тищенко. Это та самая компания, которой были проданы арестованные “нефтепродукты Курченко”. Правда, на Херсонской перевалке Тищенко задержаться не удалось. В середине 2015 г. Минэнерго сменило главу ПОНП Андрея Голубея, назначенного по настоянию Пашинского. Вместо него предприятие возглавил Аркадий Бородкин, бывший сотрудник “ТНК-ВР Коммерс” и глава оператора нефтеперевалочного терминала в порту Измаил. “Он отодвинул Тищенко и компанию от руководства Херсонской перевалкой, – рассказал руководитель компании-нефтетрейдера. – Из-за чего в компанию одновременно пришли с проверкой и МВД, и фискальная служба”. Вместе с Голубеем с ПОНП ушел его заместитель – Александр Горбунов, который сначала был назначен замглавы “Укртранснефтепродукта”, а осенью 2015 г. возглавил это госпредприятие. Горбунов давний знакомый Тищенко. До начала карьеры в государственных компаниях он был успешным менеджером в нефтяном секторе и более 15 лет проработал на разных должностях в компаниях группы “Фактор”, где, в частности, отвечал за развитие сети АЗС.
Зачем Тищенко и «Укртранснефтепродукту» Одесский НПЗ
Зачем Тищенко и “Укртранснефтепродукту” Одесский НПЗ? Если верить Генеральной прокуратуре, нефти и нефтепродуктов на заводе не осталось. 22 октября Печерский районный суд Киева снял наложенный в начале 2014 г. арест на продукцию завода в связи с тем, что “арестованные нефть и топливо отсутствуют” на НПЗ. В опубликованных от имени “Укртранснефтепродукта” новостях говорится, что завод планируется загрузить нефтью и начать производство топлива в ближайшее время.
Эта затея ничего кроме убытков принести не может, считает замдиректора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев. “У Одесского НПЗ сверхнизкая глубина переработки (до 50%), – говорит он. – Поэтому чтобы при даже нынешних ценах на нефть заработать на переработке, нужно сначала модернизировать завод, а денег для этого нет”. Горбунов не стал рассказывать о возможных источниках поставок сырья.
“Самый доступный источник нефти для Одесского НПЗ – танкерные поставки, которые только усугубят экономику завода из-за дороговизны, – добавляет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. – Единственное, что может дать НПЗ хоть какой-то импульс для прибыльной работы – это введение заградительных пошлин на импортные нефтепродукты”.
Есть еще одна версия, почему за завод идет активная борьба. Если “Укртранснефтепродукт” как фактический владелец завода получит статус “отечественного производителя”, компания будет иметь преференции при многомиллионных тендерах на поставку топлива государственным предприятиям и ведомствам.
“Это старая схема, которую использовали владельцы группы “Континииум”, – говорит Рябцев. – Они владели простаивающим много лет Херсонским НПЗ, но за счет статуса производителя активно выигрывали государственные тендеры на сотни миллионов гривен”. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)