Рост налогов, девальвация рубля и стремление нефтяных компаний к обеспечению равнодоходности внутреннего рынка с экспортом нефтепродуктов задают ценам на бензин в России тренд на повышение, несмотря на многократное падение стоимости нефти, следует из материалов Минэнерго.
Так, по данным на конец января, понижающий эффект от падения мировых цен на нефть составил в доле стоимости бензина 10-11%. Этот эффект был полностью нивелирован девальвацией рубля, которая добавила к ценам на бензин порядка 13-14%.
Кроме того, с 1 января 2016 г. акциз на бензин вырос на 36%, с 5530 руб./т до 7530 руб./т. НДС на Аи-92 увеличился на 15,5% до 4950 руб./т, Аи-95 – на 10,4% до 5141 руб./т. Таким образом, доля налогов в ценах на бензин Аи-92 выросла с 34,9% до 38,5%, а на бензин Аи-95 – с 33,4% до 37,6%, следует из материалов.
Рост цен на топливо был также вызван необходимостью сохранять равнодоходность поставок на внутренний рынок и на экспорт. В течение всего 2015 г. экспортные пошлины на нефть и бензин снижались вслед за мировой ценой на нефть. Это приводило к повышению привлекательности экспорта нефтепродуктов. Чтобы не допустить дефицита топлива и полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, нефтяные компании вынуждены повышать цены на бензин на российских заправках. Еще 3% к повышению цен на бензин дал рост затрат на транспорт нефтепродуктов. Все эти факторы приводят не только к росту цен на бензин, но и снижению привлекательности поставок на внутренний рынок. (Нефть России/Химия Украины и мира)