Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство предложение сохранить оборот бензина экологического класса Евро-4 как минимум до конца 2016 г. Об этом говорится в ответном письме замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина депутатам Госдумы Валерию Рашкину и Сергею Обухову, ранее возмутившимся бездействием ФАС из-за высоких цен на бензин. Переход на Евро-5 по всей России предусмотрен с 1 июля.
“Инициировано и направлено письмо в правительство РФ с предложением ФАС по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину…” в части продления срока выпуска в обращение и обращения автомобильных бензинов экологического класса К-4 (Евро-4) на территории РФ до 31 декабря 2016 г., в том числе в целях недопущения дефицита нефтепродуктов на территории РФ”, – говорится в письме Анатолия Голомолзина.
Согласно срокам, установленным техническим регламентом Таможенного союза, переход российских НПЗ на Евро-5 должен был состояться с начала 2016 г. Но весной 2015 г. против перехода выступили нефтяники, опасавшиеся не успеть провести модернизацию своих заводов, а затем и сама ФАС. По мнению ведомства, это было невозможно и чисто технически. «С учетом экономических событий нефтяные компании не успеют модернизировать производства. В этих обстоятельствах переход на Евро-5 возможен только благодаря использованию присадок. Однако большинство из них – иностранного производства», – заявлял в июле начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
По данным ФАС, в 2015 г. цены на бензин в России выросли более чем на 5%, на что повлиял ряд факторов: “налоговый маневр” (экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты снижены, повышен НДПИ на нефть и газовый конденсат), инфляция, традиционный весенний ремонт НПЗ, рост экспорта бензина, снижение производства бензинов внутри страны и импорта топлива из Беларуси. Чтобы не допустить повторения ситуации, ФАС предприняла ряд профилактических мер, вплоть до наложения штрафов на крупные нефтекомпании. В числе этих мер Анатолий Голомолзин в письме депутатам назвал и письмо в правительство о продлении оборота Евро-4.
Минэнерго тоже поддержало ранее перенос запрета Евро-4: по оценкам министра Александра Новака, дефицит мог составить 2-4 млн. т. Сначала правительство было не против переноса на год (курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович не возражал), но премьер Дмитрий Медведев настоял на полугодовой отсрочке, это октябрьское решение правительства утвердила Евразийская экономическая комиссия. Всего компании должны были провести реконструкцию 34 установок и построить 99 новых, в конце 2015 г. о досрочном переводе всех НПЗ на Евро-5 объявляла “Роснефть”.
Отсрочка отодвинула опасения по дефициту топлива – в январе 2016 г. его запасы были выше, чем в январе 2015 г., сообщал Анатолий Голомолзин. Но в феврале картина иная: если на начало февраля 2015 г. запасы составляли 1,75 млн. т, то в этом году – 1,54 млн. т, говорит директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. Пик спроса традиционно приходится на III квартал, когда все НПЗ должны будут перейти на Евро-5, и, вероятно, ФАС пытается застраховаться от возможной нехватки товара на внутреннем рынке и скачка цен, считает аналитик.
Своим письмом ФАС может лоббировать и интересы нефтяников – к июлю у компаний останутся большие запасы топлива Евро-4, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. «Все крупнейшие вертикально интегрированные компании уже закрыли программы модернизации и перешли на выпуск стандарта Евро-5. Но остается проблема реализации запасов Евро-4, дополнительные полгода могли бы ее решить», – полагает он. (Известия/Химия Украины и мира)