Химия Украины и мира

Украина: третье дыхание ПАО «Одесский НПЗ»

За последние 10 лет Одесский НПЗ 3 раза останавливался, 2 раза пускался, проработав суммарно не более 4 лет. Сейчас его опять готовят к вводу в эксплуатацию. Командует процессом ГП “Укртранснафтопродукт”, которое ранее занималось распродажей арестованных на заводских складах нефтепродуктов.

ООО «Технониколь-Строительные Системы» предлагает различные химические добавки для железобетонных изделий, растворов и бетонов, которые не только улучшают качество бетона, но и позволяют придать ему специфические свойства – прочность, долговечность, морозстойкость, низкую проницаемость.

Министр энергетики Владимир Демчишин сообщил, что на Одесском НПЗ работает группа из 40 специалистов, которые готовят завод к пуску. По его словам, на подготовку и ремонты уйдет несколько месяцев. Завод ориентируется на прием танкерной нефти в объемах 2,5 млн. т/год. Обо всем этом министр сообщил 5 февраля на заседании парламентского комитета по вопросам ТЭК. Однако назвать конкретные сырьевые и финансовые источники этого проекта затруднился. Или не захотел.

А тем временем в Одессе Приморский районный суд своим решением 5 февраля передал имущество Одесского НПЗ под ответственное хранение и в оперативное управление госпредприятию “Укртранснафтопродукт” (УТНП). Суд фактически продублировал свое решение от 13 ноября 2015 г., но с некоторой разницей. Тогда УТНП должно было принять активы от руководства НПЗ по акту приема-передачи. Но поскольку от дирекции завода никто такой документ подписывать не захотел, то суд разрешил новому управляющему ограничиться описью имущества. Ему же в подчинение должна перейти и заводская когенерационная установка, находящаяся на балансе ООО “Энергия и газ Украина”.

Юридически и это ООО, и сам Одесский НПЗ принадлежат кипрской компании Empson Limited беглого бизнесмена Сергея Курченко. Но это не проблема. Его влияние на судьбу НПЗ сегодня нейтрализовано полностью. Против С. Курченко открыта серия уголовных производств по подозрению в причинении ущерба государству на миллиарды гривен. Немного осложняет ситуацию то, что С. Курченко успел отдать все заводское имущество российскому банку ВТБ в залог под кредиты на $300 млн. Но глава МВД Украины Арсен Аваков еще год назад назвал эту схему сомнительной. По данным украинских правоохранительных органов, действия С. Курченко и связанных с ним лиц на Одесском НПЗ нанесли государству убытков более чем нам 7 млрд. грн. (из-за контрабанды топлива).

Убрать с Одесского НПЗ россиян, а заодно и номинальных кипрских собственников, можно двумя путями. Первый – через признание в суде незаконной сделки с ВТБ. Тогда в Украине появится еще один прецедент, подобный выдворению “Татнефти” из Кременчугского НПЗ. Второй путь – через механизм банкротства одесского завода (первые иски на эту тему уже появились в судах). Но что будет государство делать с этим активом, работу которого не удалось сделать прибыльной ни упомянутому С. Курченко, ходившему в фаворитах предыдущей власти, ни его предшественнику Вагиту Алекперову из российского “ЛУКойла”? Очевидно, кабинет Арсения Яценюка попробует собрать имиджевые дивиденды с пуска Одесского НПЗ. А близкие к нему бизнесмены – дивиденды финансовые. И это будет уже второе снятие сливок.

В конце 2014 г. на почти 66 тыс. т нефтепродуктов, принадлежащих Одесскому НПЗ, был наложен арест, но с последующим правом их реализации через ГП “Укртранснафтопродукт”. Госпредприятие долго не раскачивалось и значительную часть этого топлива продало частной группе компаний “Фактор” Сергея Тищенко. Без публичных торгов и с выгодным дисконтом для “Фактора” – на 2-3 тыс. грн./т дешевле среднерыночных цен. Народные депутаты Сергей Соболев и Дмитрий Добродомов заявили, что в этой сделке свой интерес имел их коллега по Верховной Раде Сергей Пашинский из “Народного фронта”. Тот подал на обидчиков в суд, но тяжба ничем не закончилась. Да и трудно отмежеваться от связей, поддерживавшихся более 10 лет.

Еще в середине 2000-х годов некое Сахарное производственное объединение, которым владел С. Тищенко, поставляла сахар госпредприятию “Укрресурс”, которое возглавлял С. Пашинский. Когда же последний стал депутатом от Блока Юлии Тимошенко, упомянутой сахарной компании почему-то доверили обеспечить украинских аграриев дизтопливом в объеме 40 тыс. т. Селяне горючего так и не дождались, а государство, как подсчитал тогда экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко, потеряло порядка 70 млн. грн. По тем временам это было больше $10 млн.

С. Тищенко вскоре он ушел из сахарного бизнеса и сегодня почти полностью сосредоточен на нефтянке. Несколько лет назад холдинг “Фактор” входил в число крупнейших импортеров топлива в Украину. Пока его, как и многих других, из рынка не потеснил С. Курченко. За 2015 г. группа “Фактор” ввезла в Украину 72 тыс. т ДТ, что мизер в национальных масштабах, но примерно в 15 раз больше, чем в 2014 г. Львиная доля этих поставок была проведена через ГП “Укртранснафтопродукт”. Госпредприятие и структуры “Фактора” работали в максимально тесной связке: последние покупали у УТНП все ввозимое топливо и предоставляли ему в ответ некие услуги. Можно сказать, делились самым ценным. Так, топ-менеджмент “Укртранснафтопродукта” усилился “факторовскими” кадрами. Сейчас ГП возглавляет Александр Горбунов, до этого отвечавший в группе “Фактор” за развитие заправочной сети. В его замах ходит бывший коммерческий директор “Фактора” Аркадий Кирман.

Теоретически связка УТНП – “Фактор” могла попытаться зайти на Одесский НПЗ год назад. Но тогда почва была недостаточно подготовленной. Во-первых, область еще находилась в управлении Игоря Палицы – человека Игоря Коломойского. А с тем у С. Пашинского давняя история отношений. В 2008 г. он пытался подчинить себе Кременчугский НПЗ, имея от правительства мандат на должность главы правления. Но группа “Приват” в лице прежде всего Геннадия Корбана дала жесткий отпор незваному директору. И тот вынужден был отступить. Сейчас И. Коломойский в очередной опале, И. Палица не при власти, а Г. Корбан под арестом. Так что с этой стороны угроза ослабла. Но не до конца. “Приватовские” структуры контролируют всю нефтеперевалку в портах Большой Одессы. Если не прорвать эту блокаду, пускать завод нет смысла. Поэтому февральские “маски-шоу” силовиков в одесских офисах компаний “Синтез Ойл”, “Эксимнефтепродукт” и “Укртранснафта” можно воспринимать и как один из аргументов, чтобы убедить И. Коломойского открыть нефтяной фарватер для нового игрока.

Кроме того, появилось больше экономических факторов, делающих пуск Одесского НПЗ менее затратным предприятием. Удешевление нефти на мировых рынках сыграло на руку всем нефтеперерабатывающим заводам. По мнению ряда экспертов, в цепочке “скважина – НПЗ – АЗС” самая большая маржа сейчас скапливается на среднем звене. Согласно расчетам British Petroleum, индикатор маржи переработки для НПЗ составил в 2015 г. $16,96/барр., что на 18% превышает показатель 2014 г. и является лучшим показателем за 3 последних года. Непосредственно к одесскому заводу эти цифры не относятся, но общую тенденцию отражают. В конце концов, чтобы закупить и доставить танкерную нефть в Украину сегодня необходимо отвлекать заметно меньше финансовых средств, чем год назад. Даже Кременчугский НПЗ, несмотря на полный доступ к ресурсу “Укрнафты”, со II полугодия 2015 г. регулярно завозит по морю казахскую нефть для переработки.

Одной из особенностей технологического цикла на Одесском НПЗ является очень высокая доля мазута в конечной корзине нефтепродуктов (почти 50%). Когда завод еще принадлежал “ЛУКойлу”, тот вывозил темный остаток на переработку в болгарский Бургас, где держит более современный завод. Вероятно, так можно поступать и сейчас. Но необязательно. За последний год конъюнктура на внутреннем рынке изменилась и мазут стал ходовым товаром в Украине. По данным “Консалтинговой группы А-95”, в 2015 г. импорт мазута в Украину вырос почти в 8,5 раза до 193 тыс. т, экспорт упал втрое до 125 тыс. т. Логика проста: газ подорожал, мазут подешевел – вот векторы и развернулись. Мазутное топливо стало интересным для тепловых энергетиков и ряда других промпредприятий.

Кооперируясь с Одесским НПЗ (а фактически его контролируя), группа “Фактор” получает статус национального производителя, а вместе с тем и дополнительное преимущество на тендерах по закупке горючего для крупных государственных потребителей – армии, “Укрзализныци”, Агенства по матрезервам. Фирмы С. Тищенко и сейчас активно участвуют в таких торгах, но выигрывают нечасто.

Хотя обхаживание Одесского НПЗ – лишь фрагмент более масштабной комбинации. Параллельно “Укртранснафтопродукт” пытается получить контроль над компанией “Прикарпатзахиднафтотранс”, до недавнего времени принадлежавшей российской “Транснефти”, а осенью 2015 г. якобы проданной швейцарской фирме International Trading Partners. С 2014 г. она простаивает, ее судьба заблудилась где-то в судах – Генпрокуратура настаивает на возврате компании в государственную собственность, тогда как трудовой коллектив и новые собственники это оспаривают. Интерес “Укртранснафтопродукта” в том, что по трубам “Прикарпатзахиднафтотранса” удобно доставлять белорусское дизтопливо в северные и центральные регионы Украины.

Еще один российский актив, который занимает в последнее время группу “Фактор”, – более 100 заправок “Роснефти”, которая в последний момент постаралась их продать, но не успела. По инициативе коллег С. Пашинского из “Народного фронта” в Верховной Раде появился проект закона о национализации заправок “Роснефти”, а завершение ее сделки с компанией Glusco Energy удалось приостановить (возможно и заблокировать) через Антимонопольный комитет. Допустим, инициативы по национализации российских активов в Украине можно считать зеркальным ответом на действия РФ в Крыму, где украинские потери госсобственности несоизмеримо выше. Просто следует иметь в виду, что в результате может получиться еще одна вертикаль, подобная той, что произросла из “Укрнафты”. Это когда формально государственную компанию использует совершенно частный бизнес. (МинПром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version