Счетная палата РФ выступила с критикой действий Минэнерго, предпринятых в рамках реализации программы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе. В частности, недостаточными были названы меры по снижению зависимости от импорта катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии.
“Минэнерго России не выработало механизмы, стимулирующие менеджмент компаний с государственным участием к реализации внутрикорпоративных программ импортозамещения, реализация которых предусмотрена отраслевым планом по снижению зависимости от импорта в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии”, – сообщается в заключении Счетной палаты по отчету правительства о реализации антикризисного плана в 2015 г.
Также нарекания Счетной палаты вызвало отсутствие информации об объемах расходования на реализацию программы импортозамещения, в том числе со стороны компаний ТЭК. “Минэнерго России не осуществляет регулярный мониторинг реализации мер по импортозамещению в отраслях ТЭК, информация о ходе мероприятий от организаций отраслей ТЭК поступает по запросам в разовом порядке и не позволяет судить о достигнутых результатах”, – уточняется в документе.
В Минэнерго же отмечают, что в 2015 г. проводилась регулярная работа по мониторингу реализации программы импортозамещения в ТЭК. Доклад о достигнутых результатах ведомство намерено представить в апреле на очередном заседании правкомиссии по импортозамещению.
В годовом отчете Минэнерго отмечается, что в области замещения импортных катализаторов были получены ощутимые результаты. В течение 2015 г. были увеличены мощности ПАО “НПП “Нефтехим” (Рязань) по выпуску катализаторов изомеризации до 300 тыс. т – “до уровня полного обеспечения потребности российского рынка”. Также были расширены мощности ООО “Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов” (Башкортостан, Ишимбай) по производству катализаторов каталитического крекинга на 12 тыс. т.
Программу импортозамещения катализаторов продолжили реализовывать “Роснефть” и “Газпром нефть”. В феврале 2016 г. “Роснефть” сообщила, что перевела все установки каткрекинга на российские катализаторы, часть установок риформинга – на катализаторы, выпускаемые АО “Ангарский завод катализаторов и органического синтеза”. В августе 2015 г. глава НК Игорь Сечин подчеркнул на встрече с премьер-министром, что компания намерена пустить производство катализаторов риформинга на “Ангарской нефтехимической компании”.
Как пояснил один из собеседников, входящий в рабочую группу Минпромторга и Минэнерго по импортозамещению, за катализаторы изомеризации и риформинга “отвечает” “Роснефть”. В НК заявляют, что проекты по производству катализаторов будут реализованы в рамках программы импортозамещения, рассчитанной до 2025 г. Сейчас ведутся работы с российскими и иностранными производителями на предмет локализации зарубежных технологий на территории РФ. “Роснефть” намерена обеспечить по всем проектам 70%-ную локализацию к указанному сроку.
“Газпром нефть”, которая “отвечает” за катализаторы крекинга и гидроочистки, активно вовлечена в проект расширения катализаторной фабрики на базе Омского НПЗ. За счет строительства нового комплекса предполагается нарастить производительность фабрики с 3 до 15 тыс. т по катализаторам каткрекинга и 6 тыс. т по катализаторам гидроочистки и гидрокрекинга в год. Совокупный объем инвестиций в проект, который рассчитан до 2025 г., составит 11 млрд. руб. Недавно Минэнерго присвоило проекту статус Национального проекта. Летом 2016 г. “Газпром нефть” планирует смонтировать пилотную установку каткрекинга, на которой будут проводиться испытания опытных партий новых марок катализаторов, внедрение в производство которых также запланировано на текущий год. В феврале компания провела промышленные испытания первого российского катализатора гидроочистки, разработанного Институтом им. Г. К. Борескова.
В целом план импортозамещения в нефтепереработке и нефтехимии, разработанный Минэнерго, предполагает замещение к 2020 г. большей части катализаторов. Катализаторы гидроочистки, импорт которых в настоящее время достигает 97%, планируется заместить на 55% к указанному сроку. Аналогичный показатель импортозамещения ожидается по группе катализаторов гидрокрекинга. Потребность в зарубежных катализаторах каткрекинга и каталитического риформинга, которая министерством оценивается в 65% и 60% соответственно, предполагается свести к 25%.
В сегменте нефтехимии к замещению предложены 6 типов катализаторов. В планах Минэнерго фигурирует вытеснение импорта катализаторов газофазного и жидкофазного окисления (для производства окиси этилена и терефталевой кислоты) с текущих 100% до 45%. Также долю российского производства с 0 до 55% предполагается довести в сегменте катализаторов полимеризации этилена, пропилена и стирола. Задумки в данной области имеет “Нижнекамскнефтехим”, который в 2014 г. официально открыл катализаторную фабрику. Пока компания совместно со специалистами КФУ работает над технологиями катализаторов для производства каучуков, но с долей осторожности говорит об интересе к разработкам для производства базовых полимеров.
В ноябре 2015 г. Казанский федеральный университет и датская компания Haldor Topsoe подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки катализаторов дегидрирования. Согласно плану Минэнерго, импорт катализаторов дегидрирования для производства пропана, изобутана и изопентана планируется сократить с 2% до 0. Стороны сообщили, что совместно будут заниматься разработкой катализаторов дегидрирования на уровне лабораторных исследований, их полупромышленным и промышленным тестированием, а впоследствии и организацией производства.
“Общим недостатком планов по импортозамещению в промышленности является отсутствие стоимостных и количественных показателей, не отработан вопрос о порядке сбора информации для анализа их выполнения, – заключает Счетная палата. – При отсутствии достоверного источника информации, содержащего значения показателей, сведений о порядке сбора информации и методике расчета в дальнейшем проверить и проанализировать выполнение планов не представится возможным”. (rupec.ru/Химия Украины и мира)