Компания “Вог Аэро Джет” продолжает повышать цену для ГП “Укрзализныця”. Эксперты ждут дальнейшего роста.
Компания “Вог Аэро Джет”, которая была признана победителем последнего тендера на поставку дизтоплива “Укрзализныци”, предложив самую низкую цену, продолжает повышать стоимость поставляемых объемов. Об этом сообщили источники в Министерстве инфраструктуры Украины.
“Снова пересматривали цену закупки. На этот раз на 85 тыс. т цена выросла более чем на 9% до 15339,6 грн./т”, – сообщил собеседник. Он уточнил, что первый этап повышения до аналогичной цены коснулся объема в 3 тыс. т. Всего объем закупки у “Вог Аэро Джет” составляет 100 тыс. т.
С учетом данной корректировки уровень цен у поставщика, который выиграл февральский тендер с предложением 13959 грн./т, по факту уже выше, чем у подавляющего большинства других участников торгов. Так, ТД “Сокар-Украина” предлагал 14790-14890 грн./т; ООО “Элемент Нафта” – 14796 грн./т; ПАО “Укртатнафта” – 15000 грн./т; ЧП “ОККО Бизнес Контракт” – 15149 грн./т; ООО “Пальмира” – 15150-15360 грн./т; ООО “Днепросбыт” – 18750 грн./т.
Стоимость нефтепродуктов в марте выросла из-за роста мировых котировок и девальвации гривны. Согласно данным ценового мониторинга “Консалтинговой группы А-95”, на 20 марта рыночная стоимость дизтоплива составляла 16650 грн./т, повысившись с момента проведения торгов 19 февраля на 8,8%. В этой связи участник рынка уверены, что WOG и “Укрзализныця” в ближайшее время проведут новый пересмотр цен.
Подобный сценарий предвидели и эксперты рынка. “После повышения на 10% “железка” закупит топливо в итоге дороже, чем предлагали все перечисленные конкуренты победителя названного выше тендера”, – написал в начале марта эксперт рынка нефтепродуктов Сергей Куюн, который считает такую систему торгов несправедливой и неэффективной. “Остается мощная роль человеческого фактора, который неизбежно создает риск коррупции. Захочет ли “Укрзализныця” пересматривать цены в сторону роста, если вдруг к такой хитрости с 10% решит прибегнуть кто-то другой? Будет ли так же рьяно добиваться снижения цен у “своего” победителя тендеров, если рынок пойдет вниз? Все это можно правильно мотивировать”, – пишет эксперт, указывая, что пересмотр цен осуществляется на основе справок предприятия “Держзовнищинформ”, которое является официальным источником информации о ценах, но также подвержено коррупционному влиянию с целью завышения “справочных” цен.
Практика пересмотра цен применялась “Укрзализныцей” и WOG неоднократно, а в последнее время создает почву для массовых злоупотреблений во время проведения тендеров на закупку топлива госпредприятиями. Наиболее показательный случай был отмечен осенью 2015 г., когда “Укрзализныця” и “Вог Аэро Джет” подписали допсоглашение о повышении цены на следующий день после подписания основного договора.
В связи с участившимися случаями подобных злоупотреблений прогрессивные участники рынка и эксперты выступают за внедрение формульного ценообразования на тендерах “Укрзализныци” и Минобороны по приобретению нефтепродуктов с привязкой к котировкам независимых котировальных агентств. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)