Российский рынок кровельных материалов снижается четвертый год подряд, 2016 г. не станет исключением. Сначала темпы снижения были небольшими, в пределах 1-2%, но в 2014 г. усилились до -5%, а в 2015 г. рынок упал на 11,7%. Это падение соответствует прогнозу специалистов агентства Abarus Market Research, которые ожидали, что в 2015 г. кровельный рынок может потерять 10-13%.
Логично, что в кризис сильнее всего падают сегменты более дорогих материалов: керамической и цементно-песчаной черепицы, кровли из цветных металлов, импортная гибкая черепица. Средний темп снижения – порядка 9-10%, но могло быть и хуже: сама по себе высокая стоимость качественных кровельных материалов испытала дополнительное давление со стороны девальвации рубля, так как в большинстве своем эти материалы импортные.
Снижение импорта в 2015 г. было характерно для всех сегментов кровельных материалов. Так, согласно данным исследования “Российский рынок кровельных материалов: итоги 2015 года”, импорт еврошифера (главным образом ондулина) упал на 80%, полимерных мембран – на 60%, битумных рулонных материалов – на 50%, металлочерепицы и гибкой (битумной) черепицы – примерно на 30%. В тех сегментах, где импорт играл значительную роль, появляется шанс для производителей увеличить внутренний выпуск.
Этим шансом уже пользуется холдинг “ТехноНИКОЛЬ”, расширяя производство ПВХ- и ТПО-мембран, выпускаемых под марками “Лоджикруф”, “Экопласт”, “Биг-Топ”, “Пластруф”, и увеличивая выпуск битумной черепицы “Шинглас” и “ТайлерКэт”. Также наращивают производство новые заводы по выпуску гибкой черепицы “Руфлекс” и “Деке”.
На рынке металлочерепицы импорт давно не играет заметной роли, а в 2015 г. некоторые зарубежные марки и вовсе “сошли с дистанции”. Лидером здесь является холдинг “Металл Профиль”, который даже в условиях кризиса продолжает открывать новые заводы.
В целом российский рынок располагает значительными мощностями по выпуску самых разнообразных покрытий. Остается только ждать улучшения экономической обстановки, чего в 2016 г. не предвидится – снижение ожидается в районе 3-5%. (“РБК.Исследования рынков”/Химия Украины и мира)