Украина занимает третье место в Европе по доказанным запасам углеводородов после Великобритании и Норвегии. Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, начальные потенциальные ресурсы углеводородов в стране оцениваются в 9,3 млрд. т условного топлива, в том числе нефти с газовым конденсатом – 1,6 млрд. т (17,6%), свободного газа – 7,3 трлн. куб. м (77,8%). На государственном балансе – 296 месторождений, из них 67 нефтяных, 10 газонефтяных и нефтегазовых, 51 нефтегазоконденсатное, 70 газовых и 98 газоконденсатных.
Этих запасов вполне достаточно для покрытия потребностей национальной экономики, а при разумном подходе они смогут обеспечить и энергонезависимость Украины в дальнейшем. Но вместо этого долгие годы остается популярной дискуссия о том, что собственных запасов в Украине недостаточно – известные газовые и нефтяные месторождения истощены, перспективных площадей нет, значит, мы всегда будем зависеть от импортных энергоносителей.
В то же время ни одна из многочисленных государственных программ развития нефтегазовой отрасли Украины не была реализована. Среди основных причин – отсутствие политической воли и стабильного экономического развития, как следствие – отсутствие бюджетного финансирования на геологоразведочные работы на новых перспективных площадях и для повышения эффективности разработки действующих месторождений.
Органы исполнительной власти и частные нефтегазодобытчики долгое время пытаются найти варианты стабилизации и увеличения добычи углеводородов при помощи привлечения негосударственных источников финансирования. Речь идет, прежде всего, о создании совместных предприятий (СП), подписании соглашений о разделе продукции (СРП) и договоров совместной деятельности (СД) при разведке и разработке нефтегазовых месторождений на территории страны. Однако и такие, довольно успешные во всем мире, формы сотрудничества в Украине не принесли ожидаемых темпов роста добычи углеводородов на отечественных месторождениях. Такая форма сотрудничества, как договор о совместной деятельности, была дискредитирована за счет усиленного фискального давления и неурегулированного законодательства. А также отсутствия желания у украинских и зарубежных инвесторов вкладывать финансовые ресурсы в развитие отечественной нефтегазодобычи.
В то же время в Украине растет количество частных нефтегазодобывающих компаний и увеличивается их доля в общем балансе добычи углеводородов. На сегодня более 20% добычи газа приходится на независимых добытчиков, а это 3,86 млрд. куб. м из общей добычи (19,9 млрд. куб. м) за 2015 г. Из этих 20% две трети (2,34 млрд. куб. м) приходится на добычу двух компаний – “Нефтегаздобычи” (подконтрольная ДТЭК) и Burisma Holdings (включая приобретенную компанию Cub Enerdgy). Причем результаты деятельности всех частных компаний показывают высокую эффективность при добыче углеводородов не только на крупных, но и на средних и малых по запасам месторождениях.
В странах Запада давно поняли выгоду от среднего и малого нефтегазового бизнеса, разработав систему его стимулирования. По данным статистики, в США на истощенных месторождениях и малодебитных скважинах работает порядка 15000 средних и малых независимых компаний. При этом из 751 млрд. куб. м газа, добытого в США в 2015 г., около 6500 средних и малых компаний с годовой добычей менее 2 млрд. куб. м/год добыли 400 млрд. куб. м газа, или 55% от общего количества. Из 580 млн. т нефти с газовым конденсатом, добытых в США в 2015 г., более 8000 компаний с годовой добычей от 70000 т и ниже, добыли более 120 млн. т углеводородов, или 21% от общего количества. Для таких предприятий приемлемой является добыча и полтонны нефти в сутки. А в Украине для ПАО “Укрнафта” скважина, дающая менее 2 т нефти в сутки, считается нерентабельной.
Одна из серьезных проблем для отечественных добывающих компаний – то, что технические и технологические возможности нефтегазового комплекса страны, заложенные в советский период, на сегодня практически полностью исчерпаны. Поэтому необходимы не “косметические инвестиции и модернизация”, а кардинальное перевооружение, в особенности буровых и нефтесервисных компаний, под современные требования. А также внедрение новых высокоэффективных технологий, использование которых позволит обеспечить высокое качество и надежность строительства и эксплуатации как нефтегазовых скважин, так и сопутствующих промышленных объектов.
Роль “приходящих” международных сервисных и буровых компаний сегодня для Украины значительна, но не может стать определяющей. Основная ответственность и нагрузка все же ложится на отечественные сервисные и буровые компании, которые служат непосредственными исполнителями планов по увеличению собственной добычи углеводородов.
Ведущие украинские нефтесервисные и буровые компании, среди которых НТП “Буровая техника”, “Укрнефтегазсервис”, БК “Укрбурсервис”, “Регион” и другие, в последнее время за счет собственных ресурсов приобрели современное буровое и забойное оборудование. Это позволило начать применение высокоэффективных технологий и успешно конкурировать с ведущими международными сервисными компаниями. Но финансовые возможности украинских компаний значительно уступают зарубежным конкурентам, не позволяя более активно обновлять и модернизировать производственные базы и сервисные цеха. Поэтому сегодня для украинской добывающей отрасли наиболее актуален вопрос привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. И речь идет не столько о финансировании добывающих компаний и покупке лицензионных площадей и месторождений, сколько о вложении средств в развитие и оснащение компаний, являющихся непосредственными исполнителями геологоразведочных и буровых работ. Ведь от их профессионализма зависит успешность проекта в целом.
Чтобы обеспечить стабилизацию и рост собственной добычи углеводородов, исполнительной власти Украины необходимо создать максимально благоприятные условия привлечения инвестиций в разведку, разработку и промышленную добычу, прежде всего на средних и малых по запасам месторождениях, в том числе за счет льготного налогообложения при разработке трудноизвлекаемых запасов.
Сегодня при добыче дополнительного объема нефти и газа на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами существующий в Налоговом кодексе порядок взимания рентной платы за пользование недрами имеет ограниченное применение. Он распространяется только на отдельные субъекты хозяйствования, акции (доли) которых принадлежат государству или внесены в уставный капитал контролируемых государством предприятий. Льготной ставкой не могут воспользоваться предприятия негосударственного сектора экономики.
Но хуже всего то, что нет уверенности в стабильности налоговых стимулов. За последнее время мы неоднократно наблюдали изменения коэффициента к рентным платежам за газ, даже добываемый из новых скважин. О трудноизвлекаемых запасах и говорить не приходится. (Генеральный директор ООО “Научно-технического предприятия “Буровая техника” Виталий Витрик, Forbes Украина/Химия Украины и мира)