Намерение депутатов Верховной Рады изменить алгоритм распределения сбора с розничной торговли нефтепродуктами с целью увеличения финансирования дорожных ремонтов и строительства на региональном уровне не будет иметь эффекта без срочных мер по улучшению собираемости данного налога. Такое мнение выразил директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн.
“Вскоре нечего будет делить. Поступления розничного акциза стремительно падают, так как фискальная служба и местные власти не могут проконтролировать уплату данного налога заправочными станциями”, – заявил эксперт.
Особенно плачевной является ситуация с собираемостью розничного акциза при торговле сжиженным газом. Согласно исследованиям “Консалтинговой группы А-95”, в январе-феврале без уплаты розничного акциза было реализовано более 75 тыс. т пропан-бутана, что составляет около 40% этого рынка. Суммарные потери бюджета оцениваются в 195 млн. грн. акциза и НДС.
Наиболее критическая ситуация сложилась в Киеве и Киевской области, где на сегодняшний день, по разным оценкам, функционирует до 500 незаконных розничных пунктов продажи сжиженного газа (АГЗП), абсолютное большинство из которых торгует без выдачи кассового чека. При этом количество нелегальных пунктов продажи газа вскоре сравняется с количеством законных точек продаж. “Все больше добросовестных операторов не выдерживают конкуренции с нелегалами и вынуждены также искать пути неуплаты розничного акциза, поэтому поступления этого налога будут только снижаться”, – уверен Сергей Куюн.
По мнению экспертов “А-95”, единственным выходом из сложившейся ситуации является отказ от розничного акциза с одновременным пропорциональным увеличением основного акциза на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Базовый акциз с моторных топлив легче поддается администрированию, так как уплачивается авансом при импорте или производстве. Для сохранения принципа децентрализации государственных финансов необходимо разработать систему справедливого распределения топливного акциза по регионам, используя при этом коэффициенты в виде количества населения, потребления топлив и количества автотранспорта в регионах. “Переход на новую систему начисления акцизного сбора позволит нарастить бюджетные поступления не менее чем на 1,7 млрд. грн. в год, что помимо прочего даст возможность местным общинам увеличить дорожное строительство”, – заявил Сергей Куюн.
21 апреля в Верховной Раде группой депутатов был зарегистрирован проект закона про внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины (“относительно распределения акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли нефтепродуктов, сжиженного газа, веществ, которые используются как компоненты моторных топлив, моторных топлив альтернативных”). Согласно пояснительной записке к законопроекту, в Украине сложилась несправедливая система распределения розничных акцизов с торговли моторными топливами как основного источника финансирования дорожного строительства. Проектом изменений депутаты предлагают зачислять 30% от поступлений розничных акцизов с продажи моторных топлив в специальный фонд, предназначенный для финансирования строительства автомобильных дорог на территории областей, а не только городов, в которых расположены субъекты налогообложения.
С 1 января ставка розничного акцизного налога унифицирована для всех видов моторного топлива и составляет EUR0,042/л. Налогообложению подлежит весь объем, реализованный через розничные станции. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)