Международная комиссия установила, что страна планомерно нарушает все обязательства по Киотскому протоколу. Украинские чиновники ссылаются на технические проблемы. С 8 апреля на сайте секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) доступен к просмотру отчет, в котором представлены выводы группы международных экспертов о выполнении Украиной обязательств по итогам завершения дополнительного периода действия Киотского протокола. Украина получила негативную оценку по всем пунктам и теперь рискует оказаться в центре очередного международного скандала, если этот отчет подтвердит Специальный комитет по соответствию.
Финансовые оплошности
Эксперты констатировали не только нарушение обязательств страны по срокам подготовки отчетности, но и сделали выводы о ее низком качестве, а также обратили внимание на отключение Национального реестра от Международного журнала транзакций Киотского протокола. По сути это означает, что Украина не участвует в международной системе учета единиц выбросов парниковых газов, не верифицирует использование своей квоты на СО2 и, как следствие, не может использовать ее для привлечения финансирования в реализацию инвестиционных проектов. Также украинская квота СО2 может оказаться аннулированной, после чего все объемы выбросов парниковых газов в стране будут считаться превышением допустимых обязательств.
Михаил Чиженко, заместитель директора департамента климатической политики, начальник отдела климатической стратегии Министерства экологии и природных ресурсов Украины, сообщил, что сейчас предпринимаются все меры для урегулирования проблемных вопросов с секретариатом РКИК ООН и возобновлению работы Национального реестра единиц СО2. “Есть техническая проблема, связанная с тем, что в Украине из-за отсутствия финансирования не работает Национальный реестр, через который осуществляются операции с киотскими единицами. По этой причине мы не смогли осуществить операции по переносу около 2 млрд. киотских единиц с текущего счета на счет выполнения обязательств в Национальном реестре с целью их последующего аннулирования. Об этом и идет речь в отчете секретариата РКИК ООН. Чем грозит это Украине? Отключением Национального реестра от Международного журнала транзакций Киотского протокола. Но он сейчас и так отключен из-за вышеупомянутых финансовых проблем”, – пояснил Forbes Чиженко.
Откуда взялись упомянутые 2 млрд. киотских единиц, или в официальной терминологии – “единиц установленного количества”? Киотский протокол, подписанный в 1997 г., стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – международной торговле квотами на выбросы парниковых газов. С января 2008 г. по декабрь 2012 г. продолжался первый период осуществления протокола. Потом наступил второй период, который продлится до 2020 г., когда начнет действовать Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В первом периоде Киотского протокола Украина получила около 4,6 млрд. киотских единиц. Фактические выбросы парниковых газов за этот период составили около 2 млрд. т СО2, т. е. были израсходованы 2 млрд. киотских единиц. Около 600 млн. единиц было продано согласно гибким механизмам Киотского протокола (совместное осуществление и торговля квотами). Таким образом, положительная разница составила около 2 млрд. единиц, которые Украина в своем отчете попросила перенести на второй период Киотского протокола.
“С точки зрения выполнения обязательств в первом периоде Киотского протокола проблем у Украины не существует. В отчете секретариата РКИК ООН речь идет о результатах рассмотрения отчета Украины по итогам завершения дополнительного периода по выполнению обязательств за первый период действия Киотского протокола. Этот 100-дневный период был нужен для того, чтобы стороны Киотского протокола смогли завершить все необходимые операции с киотскими единицами для выполнения своих обязательств за 2008-2012 гг.”, – говорит Чиженко.
Предсказуемая халатность
Проблем с отключением Национального реестра от Международного журнала транзакций Киотского протокола Украина могла избежать, если бы вопросы изменения климата были среди приоритетов на высшем политическом уровне, как во многих странах мира, в том числе и в Евросоюзе, с которым Украина стремится развивать сотрудничество. Цена вопроса незначительная – около EUR5000. Столько стоит участие Нацреестра в Международной системе учета единиц СО2 (ITL, International transaction log). Однако даже такой платеж оказался проигнорирован правительством Арсения Яценюка. Причины происходящего – не в финансовых сложностях Украины, а в кризисе системы государственного управления. В 2014 г. Арсений Яценюк, решив сократить затраты на содержание чиновников и госаппарата, поддержал идею ликвидации Государственного агентства экологических инвестиций. В результате из системы госуправления ушли немногочисленные квалифицированные специалисты, знакомые с нюансами реализации международных климатических соглашений. Кроме того, за 2 года правительство Яценюка не смогло найти на должность министра экологии и природных ресурсов достойного кандидата. Уже более года в Кабмине нет полноценного главы Минэкологии, а есть только исполняющий обязанности.
“Нынешние проблемы Украины с выполнением международных обязательств по Киотскому протоколу были вполне предсказуемы”, – сказал Иван Варга, в прошлом первый заместитель главы Государственного агентства экологических инвестиций. По его словам, политика, которую в последние 2 года проводит государство, привела к тому, что не у дел оказалось большинство уникальных специалистов международного уровня, занимающихся проблемой изменения климата. “К сожалению, руководство страны сейчас проигнорировало тот факт, что эта проблема является на мировой арене одной из основных наравне с борьбой с терроризмом и новыми вирусными заболеваниями”, – констатировал Варга.
Лоббисты от Министерства экологии
Нынешний негативный отчет секретариата РКИК ООН – не первый прецедент для Украины. Подобный случай возникал в 2011 г., когда Украину отключали из Международной системы учета единиц СО2 из-за низкого качества отчетности. Тогда спецкомитет по соответствию принял также решение, что страна в течение полутора лет должна разработать, публично представить и реализовать план для устранения замечаний. Правительство Николая Азарова восприняло ситуацию как угрозу международному имиджу Украины. Поэтому Николай Злочевский, который тогда возглавлял Минэкологии, получил задание решить проблему в кратчайшие сроки. “Он собственным самолетом летал в Бонн на переговоры в секретариат РКИК ООН, за собственный счет привлек международных лоббистов, в том числе из окружения Альберта Гора, бывшего вице-президента США в администрации Билла Клинтона, лауреата Нобелевской премии мира в 2007 г. за работу по защите окружающей среды и исследованиям по проблеме изменения климата”, – рассказал один из свидетелей тех событий. В результате новый план Украины по устранению замечаний к отчетности по единицам выбросов углекислого газа секретариат РКИК ООН рассматривал не 2 месяца, как того требовал регламент, а 2-3 недели. “Причем за это же время план был также утвержден. Украинский вопрос был включен в повестку дня вне очереди”, – добавляет собеседник.
Изменение климата – это экономика
В том, что вопросы изменения климата занимают ведущее место в международной политике, президент Украины Петр Порошенко смог убедиться, посетив в декабре 2015 г. конференцию участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата, проходившую в Париже. На этом мероприятии после напряженных дебатов 196 стран утвердили текст нового климатического договора, который с 2020 г. окончательно заменит Киотский протокол. Новый документ стал прорывом в международной климатической политике, потому что впервые все страны взяли на себя обязательства в той или иной мере сокращать выбросы. Этим парижские договоренности выгодно отличаются от Киотского протокола, по которому обязательства сокращения выбросов были только у развитых государств.
Петр Порошенко был среди докладчиков Парижской конференции, впервые представив Украину на мероприятии такого масштаба. Но в своем выступлении он акцентировал внимание не на проблеме климата, а на перспективах экологии Донбасса из-за вооруженного противостояния с сепаратистами, которое там продолжается второй год. “Очевидно, в окружении Порошенко не осознают, что климатические изменения и экология – это совершенно разные вопросы, которые связаны лишь опосредовано. Проблема изменения климата – это экономика и технологии, а не экология”, – подчеркнул один из профильных экспертов, пожелавший остаться неназванным. (Forbes-Украина/Хи-мия Украины и мира)