Химия Украины и мира

Украина: ООО «Первая топливная компания» (ПТК) инициировало открытие процедуры собственной ликвидации

В конце апреля в Хозяйственном суде Киева стартовало знаковое дело о банкротстве. С инициативой открытия ликвидационной процедуры в отношении самого себя в суд обратилось ООО “Первая топливная компания” (ПТК). Эта структура получила известность в 2011 г., когда, едва появившись на свет, стала одним из главных поставщиков топлива для государственных заказчиков во главе с “Укрзализныцей”.

Своего расцвета компания достигла в 2013 г., по итогам которого ее доходы превысили 4,1 млрд. грн., или больше чем полмиллиарда долларов по курсу того времени. В декабре того же года ПТК сделала попытку выйти в свет – тогдашний директор компании Павел Явтушенко объяснил успехи компании, собственником которой по бумагам являлся малоизвестный житель Донецка Всеволод Момот, “стратегией, изначально построенной на эффективном вхождении в рынок с минимальными издержками и рисками”. Хотя неформально уже тогда компанию относили к сфере влияния президента донецкого ФК “Шахтер” Рината Ахметова, который был самым богатым членом правящей Партии Регионов на тот момент. В пользу этого свидетельствовало, в частности, то, что счета ПТК были открыты в подконтрольном Ахметову банке ПУМБ.

Впрочем, по данным источников, ПТК на самом деле была своеобразным совместным предприятием, в котором могли быть учтены интересы как Ахметова, так и семьи Виктора Януковича. В частности, подконтрольный Александру Януковичу Всеукраинский банк развития также успешно обслуживал “Первую топливную компанию” (у последней в ВБР были открыты гривневые и валютные счета). А тот факт, что Ахметов и Янукович долгое время были партнерами в транспортной сфере – в частности, в компании “Лемтранс”, занимающейся железнодорожными грузоперевозками, – в 2014 г. подтвердил “экс-регионал” Антон Пригодский, который был миноритарным акционером в этом бизнесе.

Свой главный и, пожалуй, самый скандальный тендер ПТК выиграла в январе 2014 г., за считанные недели до превращения Януковича в “ростовского люстрата”. Тогда “Укрзализнычпостач” согласился купить у компании 94 тыс. т дизельного топлива на 1,233 млрд. грн., или по 13,12 тыс. грн./т (с НДС). Хотя средняя оптовая цена солярки на тот момент была почти на четверть ниже. После смены власти и начала стремительной девальвации гривны ПТК потребовала пересмотреть условия контракта, подав в суд на “дочку” железнодорожного монополиста. И добилась своего в октябре 2014 г. – тогда Высший хозсуд оставил в силе решение Хозсуда Киева, который повысил стоимость дизтоплива, прописанную в договоре, до 18,6 тыс. грн./т. А с ним и стоимость всего контракта почти до 1,8 млрд. грн. Спустя почти полгода после этого посредник окончательно “дожал” железнодорожников. В марте 2015 г. ПТК и “Укрзализнычпостач” подписали дополнительные соглашения к контракту образца января 2014 г., согласовав 7 спецификаций на поставку дизельного топлива почти на 1,7 млрд. грн. Последовавшая спустя год после этого подача иска в суд стала свидетельством успешного завершения указанного контракта, после чего ПТК оказалась лишней “прокладкой”. Особенно в свете того, что еще в 2014 г. компания засветилась в уголовном производстве Генпрокуратуры по факту злоупотреблений при проведении госзакупок компанией “Укрзализнычпостач”.

В ходе “зачистки” долгового поля “Первой топливной компании”, предшествовавшей ее обращению в суд о своем банкротстве, выяснились любопытные факты. Значительную частью своей дебиторки ПТК успела передать двум структурам – ООО “Левада сервис” (Бердянск) и “Левада Ойл” (Мариуполь), которые после смены власти успешно продолжают выигрывать государственные тендеры на поставку горюче-смазочных материалов. Обе эти компании, как и еще один бывший фаворит государственных тендеров эпохи Януковича “Левада-Палас”, совместно с ПТК освоивший заказов только “Укрзализныци” почти на 4,5 млрд. грн. в 2012-2014 г., официально записаны на жителя Кривого Рога Юрия Кияшко. Последний был известен в качестве начальника казначейства донецкой корпорации “МПС”, которую, как и “Лемтранс”, СМИ также ранее относили к совместной орбите Ахметова и Януковича. Сейчас же обе этих структуры официально называют своим бенефициаром именно президента “Шахтера”. (Деловая столица/Химия Украины и мира)

Exit mobile version