По итогам тендера Министерства обороны по закупке 2720 т мазута победителями стали обладатели наивысших ценовых предложений. Другие предложения, в том числе от крупнейших трейдеров, были отклонены. Это следует из тендерной документации и протоколов заседания комиссии.
ООО “Транс Логистик Центр” победило по первому лоту объемом 1500 т мазута с ценой 6384 грн./т. Выше предложение было только у компании “Джелери”, которая стала победителем по остальным лотам объемом 1220 т с ценой 6396-6600 грн./т, обойдя “Транс Логистик Центр”. Другие семеро участников тендера, среди которых были такие известные поставщики нефтепродуктов, как “Вог Аэро Джет”, “Газтрон-Украина”, “Принт Инжиниринг”, “Техойл Ритейл” и др., выставляли цены на 250-1200 грн./т ниже предложения победителей.
Согласно протоколу заседания тендерного комитета, все эти предложения были отклонены по результатам единогласного голосования. Согласно заключению, все участники нарушили требования к подаче документов. Таким образом, Минобороны законтрактовало 2720 т мазута на 17,5 млн. грн., в то время как предложения других компаний позволяли закупить этот ресурс на 3,5 млн. грн. дешевле.
“Джелери” уже оказывалась в центре аналогичного скандала. Так, в августе 2015 г. нардепы обвинили должностных лиц Министерства обороны в закупках мазута по завышенным ценам. Тогда Минобороны также утвердило предложения участников процедуры, которые выставили цену на 35% выше, чем другие претенденты. Тогда 1100 т мазута от “Джелери” законтрактовали по 11598 грн./т и 1100 т мазута от “Евронафтопром” по 11604 грн./т, в то время как присутствовали предложения по 7777 грн./т.
На торгах ПАО “Укргаздобыча” 11 мая стоимость мазута не превышала 4660 грн./т.
Согласно открытым источникам, “Транс Логистик Центр” регулярно выигрывает тендеры Минобороны на поставку разнопрофильной продукции. Так, 6 апреля компания стала поставщиком продовольствия для военных частей Кировоградской и Винницкой областей на 126 млн. грн. Все конкуренты были также исключены перед определением победителя. “Транс Логистик Центр” зарегистрирована в Вишневом Киево-Святошинского района в 2013 г. Учредителем выступает одесситка Анна Бутенко, с февраля 2016 г. компанией руководит Леонид Драник.
“Джерели” зарегистрирована в Киеве в 2013 г. Учредителем и фактическим руководителем выступает Юлия Бондарь. Основным видом деятельности, согласно реестру, является строительство нежилых помещений, торговля мясными продуктами, а также нефтепродуктами. Компания также регулярно получает право на осуществление различных поставок в адрес Минобороны. В частности, в апреле 2016 г. компания стала победителем тендера на поставки топлив для военной части 9935 в Одесской области. В этой закупке единственным конкурентом “Джелери” был “Транс Логистик Центр”. Ранее совладельцем “Джелери” была Юлия Горбач, которая в свое время руководила “Юнайтед Груп”. “Последнюю на тендерах, в судах и АМКУ представляет Ян Войниканис-Мирский – киевский адвокат, друг и футзальный одноклубник Александра Шуфрича, сына нардепа Нестора Шуфрича. Юридическая практика этого адвоката связана с обслуживанием топливных фирм из группировки постоянных поставщиков армии, близких к окружению Юрия Иванющенко. “Джелери” и “Юнайтед Групп” были среди любимых топливных поставщиков воинских частей 1490, 9935 и 1471, когда главным тыловиком ГНСУ был генерал-лейтенант Олег Лантвойт. В 2015 г. он получил за взяточничество 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества”, – пишет издание «Наши гроши».
“Транс Логистик Центр” и “Джелери” не являются известными на рынке нефтепродуктов Украины компаниями, не осуществляют импортных поставок топлива, также ничего не известно о наличии у них какой-либо инфраструктуры.
Минобороны оказалось в критическом положении из-за провала двух тендеров на поставку дизтоплива. Так, в конце марта военное ведомство провело 2 тендера на закупку ДТ. Однако по их результатам приобрести топливо не удалось. Аналогичная ситуация произошла на предыдущем аукционе в феврале, когда по всем лотам победили неизвестные и малоизвестные компании с уставными фондами в несколько тысяч гривен. В результате договоры были акцептированы с днепродзержинской компанией “Трейд Коммодити”, которая в дальнейшем отказалась от подписания контрактов из-за резкого изменения рыночной конъюнктуры, предложив Минобороны повысить цену на 20%. Чиновники Минобороны не признавали очевидные ошибки при проведении торгов и заявляли о больших суммах экономии по результатам каждой закупки.
19 апреля Верховная Рада приняла за основу проект закона об особенностях осуществления закупок для потребностей обороны №4288 с поправками. Во втором чтении законопроект еще не принят. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)