Новый министр энергетики Игорь Насалик поднял тему модернизации украинской нефтепереработки. По его мнению, стране нужен хотя бы один НПЗ с глубиной переработки более 90%. Многие из участников рынка восприняли эти слова, как подтверждение курса на пуск Одесского НПЗ, взятого предыдущим руководством Минэнергоугля. Но Насалик, скорее всего, зондирует почву для другого южного завода – Херсонского.
Черноморское дерби
Если сравнивать между собой НПЗ в Херсоне и Одессе, то последний выглядит, на первый взгляд, гораздо привлекательнее. Он простаивает 5 лет, а не 10 с лишним, как его визави. Российский “ЛУКойл” – бывший хозяин Одесского НПЗ – вложил в его реконструкцию в конце 2000-х годов $30 млн. Порты “Большой Одессы” более приспособлены для приема-отправки нефтегрузов, чем тесный порт Херсона. Одесский НПЗ де-факто сейчас находится в государственной собственности, хотя де-юре его имущество находится в залоге у российского банка “ВТБ”.
Но на самом деле вся эта разница в классе не имеет решающего значения, если говорить не о косметической, а о концептуальной модернизации. По большому счету на любом из двух упомянутых предприятий потребуется построить с нуля ряд производственных блоков, чтобы выйти на технический уровень среднестатистических европейских НПЗ, и в первую очередь – каталитический крекинг. Поэтому если говорить о модернизации, то выбор больше обстоит не между существующими технологическими мощностями, а между промышленными площадками. И тут у Херсонского НПЗ имеется заметное территориальное преимущество в виде земельного участка в 258 га. Тогда как одесский завод ограничен 60 га, что оставляет мало возможностей для расширения. Кроме того, по потенциалу первичной переработки нефти Херсон также существенно опережает Одессу: 7-8 млн. т/год против 2,5- 3 млн. т.
Но даже не это главное. У Одесского НПЗ есть свой лоббист и куратор в лице влиятельного депутата из “Народного фронта” Сергея Пашинского. Впрягаться с ним в одну связку Игорю Насалику ни к чему. Ему намного проще найти общий язык с нынешним владельцем Херсонского НПЗ – группой “Континиум” (сеть АЗС WOG). Один из совладельцев группы Петр Дыминский в недавнем интервью назвал Игоря Насалика своим товарищем на протяжении многих лет. Степан Ивахив, другой совладелец “Континиума”, считается если не самым, то одним из самых влиятельных депутатов в парламентской группе “Воля народа”. 14 апреля народовольцы своими голосами в Верховной Раде поддержали правительство Владимира Гройсмана. Портфель главы Минэнергоугля стал вежливой благодарностью за эту маленькую услугу. Пазл сошелся. Объяснить назначение Игоря Насалика его высокими профессиональными качествами не получается. Аргументов в пользу этой версии не хватает. Примечательно, что свеженазначенный министр уже в первый день на посту заговорил об обновленном нефтеперерабатывающем заводе. “У нас есть 5 нефтеперерабатывающих заводов, но у них глубина переработки не более 55%. Нужно модернизировать один, но чтобы выход был 93%”, – высказал идею Игорь Насалик 15 апреля. Вообще-то в Украине имеются 6 НПЗ, но не будем придираться к словам, рассмотрим саму идею. Стоимость проекта министр оценил в $1 млрд., а для обеспечения обновленного завода сырьем предложил использовать трубопровод Одесса – Броды. Эта ремарка опять же косвенно свидетельствует, что министр держит в голове Херсон. Для Одесского НПЗ труба не нужна, ему хватает и причалов. А вот чтобы доставить танкерную нефть на Херсонский НПЗ одним из участков трубопровода воспользоваться не помешает. Цель потенциальной модернизации Игорь Насалик объяснил необходимостью обеспечить внутренний рынок светлыми нефтепродуктами. Но такая мотивация требует расшифровки. Дефицита горючего в Украине не наблюдалось давно. Если речь идет об импортозамещении, то это сомнительный тезис – нефть все равно придется закупать за рубежом. Если о желании государства влиять на ценообразование – то тоже вряд ли. Если кто-то и найдет миллиард долларов на модернизацию, то это точно не бюджет. Значит, НПЗ будет находиться в частной собственности и работать на выгоду своего хозяина.
Реконструкция как оптимизация
Еще покойный нардеп Игорь Еремеев (основатель и идеолог сети WOG) поднимал вопрос о предоставлении государственных гарантий и преференций под проект реконструкции Херсонского НПЗ. Но не протолкнул. Возможно, нынешние собственники завода надеются, что с Насаликом договориться об этом будет проще. Речь идет, в частности, о льготных кредитах, налоговых облегчениях и льготах на ввоз оборудования, материалов и т. п. Ранее группа “Континиум” также пыталась привлечь к реконструкции Херсонского НПЗ Дмитрия Фирташа, соглашаясь придать предприятию нефтехимический уклон. Судя по высказываниям Петра Дыминского, предложение еще не закрыто. Правда, Дмитрий Фитрташ сегодня уже не тот, каким был до 2014 г. Да и приоритетом для новых инвестиций в Украине у него все еще остается готовящийся к приватизации Одесский припортовый завод.
Но на всякий случай инвестиционный план модернизации Херсонского НПЗ разработан еще 2 года назад. И в общих чертах он совпадает с чаяниями Игоря Насалика. Согласно утверждениям руководителя завода Владимира Семегена, на реконструкцию необходимо ;1,35 млрд., а длиться она будет 3,5-4 года. Прибыль обновленный НПЗ должен начать приносить на 6 год эксплуатации. Его мощности ориентируются на переработку 4,5 млн. т нефти в год. Глубина переработки должна достигнуть 91,9%, выход светлых нефтепродуктов – 82,5%. При таких показателях, как считает Владимир Семеген, завод сможет удовлетворять потребности внутреннего рынка нефтепродуктов на 22%. Стоит отметить, что на момент остановки в 2005 г. глубина переработки на Херсонском НПЗ составляла лишь 48%, а выход светлых – 45%.
После остановки в технологическом плане завод постепенно приходил в упадок, но в юридическом – продолжал здравствовать. Он, например, выступал активным участником тендеров на поставку топлива “Укрзализныце” и другим госкомпаниям и нередко побеждал. Даже сейчас на счетах неработающего более 10 лет предприятия числится свыше 111 млн. грн. нераспределенной прибыли. Кроме того, по документам завод давно находится в процессе реконструкции, такая формулировка помогает ему экономить значительные средства. В частности, с 2009 г. НПЗ платит в городской бюджет Херсона плату за землю по очень сниженной ставке, ссылаясь на проведение реконструкционных работ.
В феврале первый заместитель председателя Херсонского областного совета Василий Зеленчук обнародовал данные, согласно которым в 2009 г. городской совет на 2 года (предполагаемый период реконструкции) позволил заводу платить не 30 млн., а 3 млн. грн. платы за землю в год. Впоследствии эта льгота продлевалась дважды, а вначале 2016 г. предприятие подало прошение об очередной пролонгации. По подсчетам Зеленчука, бюджет за последние 5 лет недополучил 150 млн. грн. при том, что завод так и не пустился. Чтобы красиво выйти из этой скользкой ситуации, владельцам Херсонского НПЗ было бы очень кстати теперь получить для своей многолетней “реконструкции” официальный статус, для начала хотя бы на уровне министерского одобрения.
Но даже в этом случае “Континиуму” придется потянуть время. Сперва, хотя бы для отвода глаз, нужно провести исследование рынка и целесообразности модернизации, о чем упоминал Игорь Насалик. А после этого общественности желательно показать если не настоящего, то хотя бы “свадебного” инвестора. И, наконец, чтобы добавить проекту жизнеспособности заводу желательно если не взять под контроль, то хотя бы добиться лояльности со стороны портовой перевалки в Херсоне и трубопроводного участка Приднепровских магистральных нефтепроводов Снегиревка – Херсон. И если в первом случае о сотрудничестве надо говорить с государством напрямую в лице Минэнергоугля, то во втором – с компанией “Укртранснафта”, которую государство пытается вырвать из объятий группы “Приват”. Предшественник Игоря Насалика – Владимир Демчишин – начал это дело, но шанс поставить в нем точку достался новому министру. Или, скорее, речь идет о многоточии. Ведь интересно будет посмотреть, чьих людей станет теперь продвигать Насалик в энергетические госкомпании. (МинПром/Химия Украины и мира)