Реализация сжиженного газа за наличный расчет в I квартале выросла на 32% по сравнению с показателем за аналогичный период 2015 г., до 131 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на собственное исследование данных государственной статистики.
Лидерами роста продаж стали сети АЗС SOCAR и AMIC, увеличившие наличную реализацию более чем в 3 раза до 2,1 тыс. т и 3 тыс. т соответственно. В предыдущие периоды Amic регулярно снижал продажи, однако с осени 2015 г. сеть начала проводить активные маркетинговые акции со скидками на топлива по средам и в выходные дни. Кроме того, Amic удерживает минимальные цены на газ в некоторых регионах. В частности, оператор ведет активную ценовую войну в Черновицкой области, удерживая минимальные цены по региону в 7,30 грн,/л при средней по области 8,11 грн./л.
Стремительный рост продаж отмечается в сетях ОККО, UPG и “Параллель”. Почти 1 тыс. т СУГ реализовала за наличные сеть SUN OIL. По словам розничного директора сети Дмитрия Веремеева, компания с конца 2015 г. начала поставлять собственный импортный ресурс. “Мы уделили большое внимание этому сегменту, нашли баланс в поставках между собственным импортом и закупкой ресурса на рынке. Это позволило ежемесячно наращивать реализацию”, – отметил топ-менеджер.
В “А-95” обращают внимание на существенное замедление темпов прироста продаж в сетях крупнейших розничных операторов рынка автогаза. Так, наличная реализация WOG прибавила всего 15% (9,8 тыс. т). Дискаунтер “БРСМ-Нафта” увеличил продажи на 12% до 17,2 тыс. т, при этом показав в январе результат, практически аналогичный 2015 г. Крупнейшая консолидированная сеть группы “Приват” отчиталась о росте реализации на 4% до 27,6 тыс. т. При этом, согласно данным исследования, “Приват” показал снижение продаж СУГ за наличные в марте на 25% по сравнению с февралем. Крупнейшая столичная сеть моноблоков “Барс 2000” отчиталась о продаже 1,9 тыс. т автогаза в I квартале, что эквивалентно 850 л на 1 АГЗП в сутки. При этом статистики относительно других столичных сетей моноблоков (“Смарт”, СТС), нет. По оценкам “А-95”, средняя реализация киевских моноблоков в зависимости от расположения колеблется в диапазоне 3-5 куб. м/сутки. При этом удачно расположенные АГЗП даже в низкий сезон реализуют до 30 тыс. л/сут.
Динамика продаж крупнейших операторов в значительной мере контрастирует с общей рыночной статистикой, отмечают аналитики. Согласно данным “А-95”, баланс украинского рынка СУГ за I квартал вырос на 38%, при этом операторы рынка в приватных беседах говорят о 35-45%-ном приросте фактической розничной реализации по сравнению с 2015 г. По их мнению, падение продаж у ряда сетей может свидетельствовать о реализации схем ухода от налогообложения. “Сейчас есть несколько схем неуплаты акциза. Кроме банальной продажи мимо кассы некоторые, по нашим данным, просто не платят акциз (розничный акциз 1,27 грн./л) с безналичных продаж. Другие практикуют “отпуск с хранения”: оформляется хранение газа на розничной станции и под этим предлогом акциз не уплачивается, – отметил руководитель одной из крупнейших сетей АЗК в Украине. – Реализуя эти схемы, получается, что наличная реализация снижается, хотя это сейчас практически нереально – фактический прирост по всем сетям внушительный”. В то же время, по его словам, к уходу от налогообложения привела критическая ситуация на рынке: “Мы вынуждены быть близкими к ценам конкурентов, которые не платят акциз, иначе весь прирост продаж уйдет к ним. Объемы растут, а по финрезультату за квартал у нас ноль, у некоторых белых сетей – убытки. Это подтвержденная информация”.
Проблема торговли газом мимо кассы обострилась после увеличения розничного акциза с 1 января 2016 г. Торгуя за наличный расчет, нелегальные операторы не уплачивают акциз, а также оптимизируют разницу НДС, который в нынешних ценах составляет 40-50 коп./л. По оценке “Консалтинговой группы А-95”, без уплаты акциза в Украине реализуется около 40% всех розничных продаж сжиженного газа. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)