Ситуация с уплатой розничного акциза на нефтепродукты, за счет которого в Кабинете министров рассчитывают создать фонд ремонта дорог, близка к точке невозврата, говорит замдиректора ООО “Консалтинговая группа А-95” Артем Куюн. Бесконтрольность и безнаказанность владельцев нелегальных заправочных пунктов привела к тому, что данная форма сбыта топлива стала ведущей силой на украинском рынке. В результате в I квартале украинский бюджет так и не получил 2 млрд. грн. топливного акциза, которые должны были поступить в его распоряжение согласно оценкам экспертов.
По словам А. Куюна, в нынешних условиях добропорядочные реализаторы ГСМ не могут конкурировать с “подзаборщиками”, которые ведут свой бизнес со значительно меньшими издержками. “Бескассовая торговля дает 1,27 грн. акциза и около 45 коп. НДС, что составляет 20% от розничной цены. Плюс фактическое отсутствие инвестиционных расходов, ведь землю под такие объекты захватывают, а не покупают или арендуют. Нереальность конкуренции с таким противником затягивает в воронку “серого” сектора все новых операторов, которые еще вчера работали “в белую”, – отмечает он. Без уплаты топливного акциза в рознице реализуется примерно 40% объемов топлива. В Киеве этот показатель достигает 60%. В денежном исчислении объемы реализованного топлива за 4 месяца составляют почти EUR16 млн. Несмотря на критичность ситуации, ГФС Украины не предпринимает активных мер для борьбы с нелегальным сбытом ГСМ. Ведомство даже не способно оценить масштаб ситуации, потому что не может сопоставить объемы реального отпуска топлива и поступления розничных акцизов в бюджет.
Как отмечает А. Куюн, ссылаясь на мнение экспертов, наиболее логичным решением проблемы могло бы стать включение ставки розничного акциза в общий акциз на нефтепродукты, который дал бы в руки правительства инструмент по распределению средств на ремонт дорог в тех или иных регионах. (МинПром/Химия Украины и мира)