В апреле были импортированы 13,1 тыс. т присадок и промежуточных продуктов нефтепереработки, которые используются в том числе для нелегального производства топлива. Еще 1 тыс. т поставлена по внутреннему рынку. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Единственным легальным производителем нефтепродуктов среди 10 крупнейших потребителей компонентов остается “Укртатнафта”, получившая в апреле 11,4 тыс. т МТБЭ и других присадок для нужд Кременчугского НПЗ. Поставки компонентов операторами (кроме “Укртатнафты”) в апреле составили всего 2,4 тыс. т, что в 3 раза меньше, чем в марте. Падение связано с началом полноценного использования системы электронного администрирования акцизов в апреле. В марте этот процесс работал в тестовом режиме. Кроме того, в апреле “Укргаздобыча” практически прекратила поставки ДЭПБК на внутренний рынок. Минимальные объемы, законтрактованные в марте, довозили “БРСМ-Нафта”, СПК, одесский “Мустанг” и “Югра”.
Лидером среди топливных компаний-потребителей присадок и промежуточных продуктов остается “БРСМ-Нафта”, импортировавшая и закупившая на внутреннем рынке 600 т сырья и компонентов. В их числе 100 т шебелинского ДЭПБК; 500 т фракции изопентановой. Как сообщают источники, после пожара на нефтебазе под Васильковом “БРСМ-Нафта” переключилась на автомобильные поставки сырья и компонентов для кустарного производства, оборудовав мини-НПЗ на нефтебазе в Гадяче (Полтавская обл.). В апреле ГФС начала масштабную проверку бизнеса БРСМ с нефтебазы в Гадяче, что также повлияло на низкие показатели поставки компонентов в апреле. БРСМ с января завозит импортные партии компонентов через компании “НБК-2015” и “Трейдмей”.
Третьей в рейтинге снова стала компания СПК, поставляющая компоненты в Чернигов. Как рассказал один из участников черниговского рынка, эта компания связана с группой других юрлиц: “Фонтекс-Агро” (ведет мелкооптовые поставки), “ТТНафта” (управляющая компания сети АЗС) и “Транс-Тек”. “Фонтекс” выигрывает много тендеров в регионе, предлагая цены ниже “паллетов” на 1 грн./л и на 2-2,5 грн./л дешевле конкурентов”, – рассказал собеседник.
В марте-апреле железнодорожные поставки компонентов топлив на Мироновскую нефтебазу в Киевской области остановились полностью. С начала года они составили менее 1 тыс. т. По итогам 2015 г. нефтебаза приняла самый большой объем подобных продуктов на рынке – почти 85 тыс. т. В феврале 2016 г. На Мироновской нефтебазе в третий раз побывали силовые органы, ГФС заявила об изъятии 655 тыс. л нефтепродуктов.
Новичок рейтинга – компания “Строй-ресурс-7”, которая осуществляет поставки на нефтебазу в Днепродзержинске, в апреле приняла еще 600 т дистиллята газового конденсата и фракции этилбензольной. На эту же нефтебазу осуществляют поставки и “Укр-Петрол”, и победитель тендеров на поставку бензинов Минобороны “Трейд-Коммодити”. Также в Днепродзержинск компоненты поставляют “Тантал 07” и “Днепркомплект”. С начала года все они завезли 3,9 тыс. т компонентов. Среди других покупателей газоконденсата, изопентана и отработанных нефтепродуктов были также “Вентус Ресурс” и “Петра-Резерв”.
Значительная часть компонентов и сырья поставляется автомобильным транспортом и реализуется за наличные, что значительное сложнее отследить.
Прекращение поставок рядом крупных игроков, общее падение объемов и объема компонентов на рынке связано с введением акцизов на компоненты топлива с 1 января 2016 г. Это делает “бодяжничество” экономически менее выгодным. По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, в 2015 г. теневой рынок бензинов занимал 24%, или около 600 тыс. т, а потери бюджета от неуплаты акциза и НДС достигли 5 млрд. грн. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)