Австралия, занимающая второе место в мире по производству сжиженного природного газа, в апреле принимала производителей СПГ; участники рынка обсуждали непростую ситуацию в отрасли, которая во многом схожа с нефтяной – предложение превышает спрос, а цены на сырье на минимуме. Энергокомпании делились прогнозами на будущее и сошлись во мнении, что рост населения Земли и его желание жить лучше в будущем будут способствовать повышению спроса на энергоресурсы в целом и на СПГ в частности. Кроме того, миру нужно искать новые технологии, которые позволили бы снизить затраты на создание СПГ-производств.
Итоги года
Международный газовый союз (МГС) представил свой отчет по рынку СПГ за 2015 г. По данным союза, торговля СПГ в мире показала рост на 4,7% и составила 244,8 млн. т (10% от общего объема продаж газа), тогда как последние несколько лет рынок стагнировал. Реэкспорт СПГ в 2015 г. составил 4,6 млн. т. Им впервые занялись Индия, Сингапур, Великобритания. Бельгия, Франция, Нидерланды, Португалия, Испания, Южная Корея и США. При этом существующие в мире номинальные мощности по производству СПГ по-прежнему профицитны – на конец 2015 г. они составляли 301,5 млн. т. Мощности мира по регазификации СПГ еще больше – 757 млн. т.
Снижение цен на нефть и замедление темпов роста спроса на СПГ в АТР привели к снижению мировых цен на СПГ до $9,77 за миллион британских термальных единиц (MMBtu) в 2015 г. с $15,6/MMBtu в 2014 г. Импортные цены на СПГ в Японии в течение 2015 г. рухнули на 78% и составили в декабре $8,13/MMBtu. Спотовые цены на северо-востоке Азии также резко упали ($7,25/MMBtu в декабре), что привело разницу в ценах на СПГ в Тихоокеанском и Атлантическом бассейнах в среднем до $1,32/MMBtu против $6,8 в 2014 г. Цена СПГ на германской границе в среднем в 2015 г. составила $6,8. На газовом хабе NBP (Великобритания) цена к декабрю 2015 г. упала до $5,14, на американском Henry Hub в среднем по году она была $2,61/ MMBtu. Цены на СПГ, поставляемый в Азию, были традиционно привязаны к сырой нефти, в то время как цены на СПГ в Европу и Северную Америку – к газовым хабам, пояснил глава катарской RasGas Хамад Мубарак аль Муханнади. По его словам, разница в индексации привела к разным ценовым уровням в этих регионах. “Однако в связи с существенными изменениями на рынке СПГ региональная разница в ценах пропала. Комбинация снижения цен на нефть и возросшее производство СПГ в Тихоокеанском регионе вместе со снижением спроса на традиционных азиатских рынках повлияла на рынок”, – отметил глава RasGas.
Высокие прогнозы
Несмотря на профицит мощностей и замедленные темпы роста спроса, к 2021 г. мировые мощности по производству СПГ, по прогнозу МГС, должны вырасти на 141,5 млн. т и достигнуть 443 млн. т. Рост придется на Австралию, которая планирует довести свои мощности почти до 90 млн. т против нынешних 30 с лишним миллионов, а также на США (более 60 млн. т СПГ). Свой вклад внесет и Россия, благодаря пуску в 2017 г. проекта “Ямал СПГ”, а также Малайзия.
Глава МГС Дэвид Кэррол высказал мнение, что “драматическое” увеличение предложения, которое произошло на рынке в последние пару лет, вызвано, в частности, появлением в Северной Америке огромного объема добываемого сланцевого газа. “Уже сейчас США движется к тому, чтобы стать крупнейшим в мире экспортером СПГ. Австралия тоже переживает сейчас драматическую экспансию увеличения экспортных объемов”, – сказал Кэрролл. “Цены пострадали, но это не означает, что спрос в будущем больше не вырастет. Как показывает опыт Северной Америки, когда снижаются цены, имеет место увеличение потребления. Природный газ имеет преимущества в виде экономической привлекательности. И исторический опыт говорит нам о том, что скоро произойдет увеличение спроса на него”, – добавил глава МГС.
Участники в целом сошлись во мнении, что спрос на энергоресурсы будет только расти, а оживление СПГ-индустрии произойдет после 2020 г. “Население растет, численность среднего класса растет, люди хотят жить в комфортных условиях, пользоваться благами цивилизации. Это относится и к развивающимся странам, таким как Индия, Пакистан, Вьетнам, Бангладеш и другие. Поэтому рост потребления энергоресурсов неизбежен”, – считает замглавы “Газпрома” Александр Медведев. Топ-менеджер российской компании, которая пока единственная в РФ экспортирует СПГ, рассказал, что примерно к 2021 г. “Газпром” хочет успеть реализовать еще 2 проекта СПГ – третью очередь “Сахалина-2” и ввод Балтийского СПГ. “Эти 2 проекта будут реализованы практически в один и тот же срок – 2021 г. Эта дата очень важна, потому что именно к 2021-2022 гг., после превышения предложения над спросом, который возник из-за пуска ряда австралийских СПГ-проектов, ожидается рост спроса с новых рынков и рыночная ситуация изменится. Поэтому 2021 г. – очень важная дата для нас. И поэтому мы интенсивно работаем по обоим проектам, чтобы не потерять рыночную нишу”, – сообщил Медведев.
Глава Chevron Asia Pacific Exploration and Production Company Мелоди Мейер согласна с прогнозами роста потребления СПГ в мире и также считает, что этому будет способствовать не прекращающийся рост населения Земли и повышение стандартов жизни. По ее словам, к 2030 г. АТР будет крупнейшим потребителем газа в мире.
Однако руководитель американской Exxon Mobile Gas & Power Marketing Ричард Геррант считает, что мировым производителям СПГ стоит взять паузу в реализации новых проектов до 2023 г. По его словам, в этот период могут реализовываться только те проекты, у которых наиболее низкие затраты. “Индустрия СПГ сегодня сталкивается с новыми сложностями. После продолжительного роста получился переизбыток СПГ на рынке. В связи с этим мы считаем, что компаниям стоит притормозить с реализацией новых проектов до 2023 г. или даже дальше. У нас уже началась пауза в развитии СПГ, думаю до 2023 или дольше будет переизбыток на рынке и не будет необходимости во вводе новых проектов”, – сказал Геррант.
Глава Royal Dutch Shell Бен Ван Берден уверен, что нужно продолжать инвестировать в развитие СПГ-проектов, поскольку спрос продолжит положительную динамику, особенно в развивающихся странах. При этом, по его мнению, низкие цены на газ, сложившиеся сейчас на рынке, имеют одно явное преимущество для производителей – они делают газ более доступным и привлекательным его для потребителей.
Производители и потребители
В 2015 г. СПГ экспортировали 17 стран против 19 годом ранее. Лидерство по производству СПГ по-прежнему у Катара, в 2015 г. страна произвела 77,8 млн. т СПГ (31,8% от общего объема поставок СПГ). Австралия произвела 29,4 млн. т (12%), Малайзия – 25 млн. т (10,2%), Нигерия – 20,4 млн. т (8,3%), Индонезия – 16,1 млн. т (6,6%), Тринидад и Тобаго – 12,5 млн. т (5,1%), Алжир – 12,1 млн. т (5%). Россия в 2015 г. экспортировала 10,9 млн. т (4,5%), Оман – 7,8 млн. т, Папуа-Новая Гвинея – 7 млн. т. Импортировали СПГ 33 страны. Первое место по потреблению СПГ в мире занимает Япония, в 2015 г. страна ввезла 85,6 млн. т (34% мирового импорта СПГ). Южная Корея закупила 33,4 млн. т СПГ (13,2%), Китай – 19,8 млн. т (7,9%), Индия – 14,7 млн. т (5,8%). Тайвань импортировал 14,6 млн. т, Великобритания – 9,8 млн. т, Испания – 8,9 млн. т, Турция – 5,6 млн. т, Бразилия – 5,2 млн. т, Мексика – 5,1 млн. т. При этом мощности по приему СПГ в настоящее время также профицитны и составляют 757 млн. т. Так, мощности Японии оцениваются в 195 млн. т, США – 129 млн., Южной Кореи – 98 млн., Испании – 51 млн., Китая – 40 млн. т.
World LNG
По данным отраслевого издания Petroleum Economist, в настоящее время в мире насчитывается 55 заводов по производству СПГ. Petroleum Economist отмечает, что в мире ведется строительство 15 новых предприятий общей мощностью около 100 млн. т СПГ с пуском до 2020 г. Самые масштабные планы по наращиванию производства у США – в стране ведется строительство 6 заводов СПГ. В Австралии – 3 заводов, все с пуском в 2017 г. Малайзия также строит 3 завода СПГ, пуск производств запланирован на 2016 г. и 2018 г. По одному заводу строят Россия (“Ямал СПГ” общей мощностью 16,5 млн. т с пуском очередей в 2017 г., 2018 г. и 2019 г.); Камерун и Колумбия.
Планы и спекуляции
В обзоре Petroleum Economist также представлены мировые проекты СПГ, характеризующиеся как планируемые к строительству и спекулятивные. К планируемым отнесены проекты, строительство которых еще не начато, но они уже получили необходимые согласования, одобрения национальных правительств, или финансовую поддержку. К спекулятивным отнесены заводы, объявленные к реализации, но не получившие одобрений, ресурсов и поддержки партнеров.
Больше всех планируют к строительству США – 14 заводов, к спекулятивным отнесены 5 проектов. Таким образом, с учетом имеющихся, строящихся, планируемых и спекулятивных заводов Штаты ставят перед собой амбициозный план по наращиванию мощностей по производству СПГ примерно до 250 млн. т. Это самый высокий показатель среди всех стран мира. Канада, пока не имеющая собственных производств СПГ, планирует к строительству 8 заводов, еще 2 отнесены к спекулятивным. Если стране удастся реализовать все 10 проектов, то производство СПГ может составить около 100 млн. т. Австралия планирует к строительству 3 завода СПГ, еще 2 отнесены к спекулятивным. В России к разряду планируемых отнесены 2 завода: Балтийский СПГ “Газпрома” мощностью 10 млн. т/год и Дальневосточный СПГ “Роснефти” и американской ExxonMobil мощностью 5 млн. т. Спекулятивных проектов в России Petroleum Economist не заметил. (Rcc/Химия Украины и мира)