Химия Украины и мира

Россия: в I квартале 2016 года потребление авиакеросина сократилось

Закрытие основных туристических рынков и сокращение присутствия иностранных авиакомпаний в РФ негативно сказалось на потреблении авиакеросина. Внутренний спрос падает, излишки топлива отправляются на экспорт. По поводу перспектив отрасли у участников рынка и экспертов единой позиции нет: одни ожидают, что ситуация будет стабильной, другие полагают, что спрос на керосин будет падать вслед за динамикой доходов населения.

Потребление авиакеросина на внутреннем рынке РФ в I квартале сократилось на 4% до 1,9 млн. т, сообщил гендиректор “Газпромнефть-Аэро” Владимир Егоров со ссылкой на данные Росавиации. Основной причиной снижения стало падение пассажиропотока. “С 2009 г. по 2014 г. пассажиропоток и потребление топлива в российских аэропортах прирастали достаточно серьезно – в среднем на 10% в год”, – напомнил он. Но, по словам топ-менеджера, в силу “ряда макроэкономических факторов” ситуация резко изменилась: закрылся ряд зарубежных туристических направлений, в том числе Египет, а из российских регионов сократили рейсы или ушли иностранные авиакомпании, что стало “основным минусом” для авиазаправочной отрасли.

Иностранные перевозчики особенно активно покидали российский рынок в 2015 г.: летом германская Lufthansa сократила число рейсов в РФ и ушла из Внуково, число полетов снизил крупнейший скандинавский перевозчик SAS. С января 2016 г. прекратила полеты в Россию Air Berlin, с 21 марта из РФ ушел британский лоукостер EasyJet. По данным Росавиации, с января по апрель международные авиаперевозки в Московском авиаузле сократились на 14,8% до 8,7 млн. чел. (иностранные компании снизили перевозки на 7,5% до 2,5 млн. чел.). Из-за снижения пассажиропотока авиакомпании пытаются сокращать затраты на топливо, говорит Егоров. После введения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий (топливозаправочных комплексов, ТЗК) в аэропортах перевозчики стали активнее пользоваться правом заключения договора с любым ТЗК на хранение топлива. На этом фоне сократились розничные продажи топлива, но выросли мелкооптовые. На падении спроса сказался и уход с рынка компании “Трансаэро”, которая в течение 7 лет являлась стратегическим партнером “Газпромнефть-Аэро” (за 10 месяцев 2015 г. перевезла 11,2 млн. чел.), говорит Егоров. Компания осталась должна поставщику за топливо более 6 млрд. руб. (всего 11 млрд. руб. с учетом долга перед “Роснефтью”). Эта история сделала заправщиков осторожнее: судя по словам главы “Газпромнефть-Аэро”, хотя у авиакомпаний сохраняется “определенная степень свободы” в сотрудничестве с ТЗК, игроки “следят за финансовым состоянием контрагентов, используя механизм банковских гарантий, факторинг и прочее”.

Подробнее о своих объемах потребления топлива и механизмах гарантий ни глава компании, ни перевозчики не говорят. В S7 заявили, что не сокращали закупки топлива, в том числе в России. Авиакомпания закупает топливо по прямым контрактам с ключевыми топливными компаниями, следит за ценами на бирже – но только в качестве индикатора цены, в рублях цены на топливо относительно стабильны. Глава ГК “Аэрофьюэлз” (один из крупнейших операторов аэропортовых ТЗК) Владимир Спиридонов отмечает, что крупные перевозчики осуществляют основные заправки в РФ: “Сейчас стоимость керосина при заправке “в крыло” в России ниже европейской на 3-7%”. Общего снижения потребления топлива компания не наблюдает, продолжает он. По словам главы “Газпромнефть-Аэро”, пока общее производство керосина сохраняется: в январе–марте оно выросло на 0,5% до чуть более 2 млн. т. Но излишки топлива поставляются на экспорт: этот показатель вырос в I квартале на 4% до 183 тыс. т, 37 тыс. т пришлись на отгрузки “Газпром нефти” в Монголию, Казахстан и Кыргызстан.

“Пассажиропоток по итогам года снизится на 1-3%, потребление керосина будет стабильным, с небольшим снижением порядка 2%”, – считает Спиридонов. По прогнозам “Газпромнефть-Аэро”, окончательная тенденция на рынке авиазаправок станет понятна по итогам летнего сезона. Гендиректор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов замечает, что ситуация не столь обнадеживающая: аналогичное падение за I квартал показало и потребление бензина, потребление керосина авиацией главным образом будет зависеть от динамики доходов населения и курса рубля. (Нефть России/Химия Украины и мира)

Exit mobile version