Химия Украины и мира

Россия: импортозамещение смазочных материалов позволяет регионам экономить около 20% бюджета

Иногда для реализации импортозамещения не нужно указов президента или постановлений правительства. Рынок подсказывает решения сам. Так случилось с рынком смазочных материалов.

Российские потребители постепенно отказываются от импортных моторных масел, подорожавших из-за валютных колебаний, все чаще отдавая предпочтение местным аналогам. Согласно отчету компании “Газпромнефть” по международным стандартам финотчетности (МСФО), предприятие продало в 2015 г. масел на 21,1% больше, чем в 2014 г. Объем продаж составил 230 тыс. т. В компании это называют следствием замещения импортных масел на внутреннем рынке. Всего “Газпромнефть – смазочные материалы” (оператор бизнеса масел “Газпромнефти”) располагает 5 площадками, которые в 2015 г. реализовали 528 тыс. т масла. Три предприятия располагаются в России (в Омске, Ярославле и во Фрязино Московской обл.), по одному – в Италии (Бари) и Сербии (Нови Саде).

Основной площадкой компании является Омский завод смазочных материалов. Завод фактически пришлось построить заново, поскольку старые мощности, расположенные на территории Омского НПЗ, не удовлетворяли запросу на производство высокотехнологичной продукции. Новый комплекс был пущен в 2 этапа. На первом этапе, который был завершен в 2012 г., начали работу объекты первой очереди по производству тары и фасовки, а также склад сырья и готовой продукции, современный резервуарный парк. Вторая очередь комплекса по смешению, затариванию и фасовке моторных масел была введена в эксплуатацию в 2014 г. Инвестиции в создание нового комплекса составили около 3,4 млрд. руб. В настоящее время омский завод является одним из самых современных предприятий в России и СНГ. Его мощности позволяют производить около 300 тыс. т смазочных материалов в год. Ассортимент включает широкий перечень автомобильных, индустриальных и судовых масел, смазок и технических жидкостей – всего более 350 наименований. Новые технологии уменьшили среднее время приготовления одной партии продукции до 4 часов. Завод способен одновременно хранить и отгружать 10 тыс. т упакованных масел. В настоящее время он загружен на 100%, работает в 4 смены, что является следствием реализации программы импортозамещения.

Предприятие сертифицировано по международным стандартам ISO: результативного менеджмента контроля качества (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), менеджмента охраны труда и безопасности на производстве (OHSAS 18001), менеджмента качества для производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности (ISO 16949).

После 2020 г. завод планирует наладить выпуск базовых масел 3-й группы, которые используются в производстве высокотехнологичной продукции. На разработку предусмотрены инвестиции в 12 млрд. руб. В 2017 г. предполагается пустить производство масел этой группы на “Ярославнефтеоргсинтезе” (ЯНОС).

По экспертным оценкам, замена импортных смазочных материалов на продукцию российского производства позволила регионам страны сэкономить около 15-20% средств региональных бюджетов. Переход на российские продукты помогает им стать независимыми от импорта, валютных колебаний и не потерять в качестве. “Газпромнефть” заключила контракты с правительствами Ставропольского края, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО, Оренбургской, Магаданской областей и Санкт-Петербурга. Около 17 тыс. т было отгружено в 2015 г. во исполнение соглашений с региональными правительствами.

Как правило, импортозамещение подразумевает переход на масла и технические жидкости местного производства на государственных и муниципальных предприятиях в сельском хозяйстве, лесодобывающей отрасли, на автотранспортных предприятиях, ЖКХ и предприятиях горнодобывающей отрасли.

В Оренбургской области, первой подписавшей соглашение в рамках программы импортозамещения, доля продукции “Газпромнефти” в 2015 г. увеличилась в 2,5 раза и составила 890 т. Доля импорта снизилась на 16%. Ожидается, что в 2016 г. его доля сократится еще на 15-20%. В числе клиентов такие предприятия, как горнодобывающее “Ормет”, нефтедобывающее объединение “Оренбургнефть”, пассажирский перевозчик МУП “Орскгортранс” и другие – всего 74 компании. В Магаданской области доля импорта сократилась в 4 раза, с 93% до 26%, в Санкт-Петербурге – на 22%, в ХМАО – на 9%, в ЯНАО – на 22%, в Ставропольском крае – на 11%. (Нефть России/Химия Украины и мира)

Exit mobile version