В Институте катализа им. Г. К. Борескова СО РАН разработана технология получения сверхвысокомолекулярного полиэтилена, имеющего широкие спектры применения в экстремальных условиях Арктики. “По современным требованиям, полимерные материалы для этого региона должны эксплуатироваться при расчетных температурах ниже минус 70-75 градусов. В этом плане особый интерес представляют продукты на основе полиэтилена, особенно сверхмолекулярного”, – рассказывает руководитель группы каталитических процессов синтеза элементоорганических соединений ИК СО РАН Николай Адонин.
Когда молекулярная масса полиэтилена превышает один миллион, у него появляются уникальные свойства: высокая ударопрочность, стойкость к морозу, агрессивным средам, абразивному воздействию, низкий коэффициент трения. Нити из сверхвысокомолекулярного полиэтилена обладают уникальными массо-размерными характеристиками. Изделия из них будут легче воды и почти в 1, 5 раза легче изделий из арамидных волокон.
На фоне всех продуктов из полиэтилена, объем которых составляет порядка 100 млн. т/год, мировое производство сверхвысокомолекулярного материала насчитывает лишь 300 тыс. т (0,3%), из них около 17 тыс. т перерабатывается в нити. Это объясняется сложностью технологии и такими факторами, как ресурсо- и энергоемкость. Исходный порошок растворяется в кипящих органических растворителях и получается гель, где содержание необходимого для формирования нитей вещества не превышает 2-5%. Это, а также следующие стадии сушки и “вытягивания” делает технологию чрезвычайно энергозатратной и обуславливает ее высокую себестоимость.
Сибирские исследователи придумали, как создавать материал безрастворным способом, исключающим вышеописанные стадии. Этого удалось добиться благодаря переходу на новый катализатор, разработанный в ИК СО РАН. Полученный порошок обладает принципиально новыми свойствами. Он открывает пути переработки, снижающие себестоимость готового продукта. Возможные области применения материала: продукты медицинского назначения, текстильные изделия (палатки), геосетки для укрепления взлетно-посадочных полос в условиях Арктики и др. (plastinfo/Химия Украины и мира)