Химические ремесла были развиты в 4-2 тысячелетии до н. э. в странах Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы, населявшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки, культовые фигурки), широко использовали минеральные и органические красители, умели изготовлять глазури, фаянс и т. д.
Ученые-философы Древней Греции (VII-V вв. до н. э. ) пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях (от стехейя – основа), или элементах (от латинского elementum-первооснова, первоначало), как их стали называть позже.
Фалес Милетский считал, что мир – это единое целое, а все , что происходит в природе, есть результат уплотнения или разряжения единой первоматерии, единого первоночала – воды. Анаксимен Милетский признавал первичной материей воздух, при охлаждении и сгущении которого образуется вода, а из нее затем при последующем уплотнении и охлаждении возникает земля. Философ Ксенофан учил, что первичными началами являются вода и земля; материя не уничтожается и не возникает, мир существует вечно.
В 544-483 гг. до н. э. в городе Эфесе жил знаменитый философ Гераклит, который считал, что всем «телам» природы присуще вечное движение. Естественно, что первоматерией при этом он признавал самое подвижное и заменчивое начало – огонь. Мир, по мнению Гераклита, не создан ни богами, ни людьми, «был, есть и будет вечно живым огнем», который закономерно воспламеняется и так же закономерно угасает.
Другой древнегреческий философ Эмпедокл, наблюдая горение дерева, отмечал, что сначала образуется дым (воздух затем пламя (огонь) и в конце концов остается зола (земля). Если около пламени будет находиться холодная поверхность, то на ней осаждаются пары воды. Таким образом, горение есть разложение горящего вещества на четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. На основании такого вывода Эмпедокл первый создал учение о четырех началах («корнях») природы: «Сначала выслушай, что четыре корн всего), существующего – Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира. . . Из них все, что было, и все то, что будет». Эти «начала» вечны и неизменны. (bestreferat.ru/Химия Украины и мира)
(Продолжение)