В январе-июне были импортированы 61,8 тыс. т присадок и промежуточных продуктов нефтепереработки, которые используются в том числе для нелегального производства топлива. Еще 15,6 тыс. т были поставлены по внутреннему рынку. В июне железнодорожные поставки по внутреннему рынку полностью прекратились, сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Легальные производители нефтепродуктов “Укртатнафта” и “Укргаздобыча” за полугодие импортировали 32,3 тыс. т и 2,5 тыс. т МТБЭ соответственно. Причем УГД начала импорт октаноповышающего компонента с мая 2015 г. Поставки компонентов другими операторами составили 42,5 тыс. т, на 58% меньше, чем в 2015 г. При этом к июню объем этих поставок сократился до 4 тыс. т.
Лидером среди топливных компаний-потребителей присадок и промежуточных продуктов остается “БРСМ-Нафта”, импортировавшая и закупившая на внутреннем рынке 18 тыс. т сырья и компонентов. В их числе изопентановая фракция, шебелинский “деэтан” и октаноповышающие присадки. Как сообщают источники, после пожара на нефтебазе под Васильковом “БРСМ-Нафта” переключилась на автомобильные поставки сырья и компонентов, концентрируя их на нефтебазе в Гадяче (Полтавская обл.), где ранее также функционировал мини-НПЗ компании. В апреле ГФС начала масштабную проверку бизнеса БРСМ с нефтебазы в Гадяче, что также повлияло на низкие показатели поставки компонентов в следующие месяцы. БРСМ с января завозит импортные партии компонентов через компании “НБК-2015” и “Трейдмей”.
Второй в рейтинге снова стала компания «СПК», поставляющая компоненты в Чернигов. С начала года было завезено более 4 тыс. т сырья. Эта компания связана с группой других юрлиц: “Фонтекс-Агро” (ведет мелкооптовые поставки), “ТТНафта” (управляющая компания сети АЗС) и “Транс-Тек”.
Железнодорожные поставки компонентов топлив на Мироновскую нефтебазу в Киевской области остановились полностью. С начала года они составили менее 1 тыс. т. По итогам 2015 г. нефтебаза приняла самый большой объем подобных продуктов на рынке – почти 85 тыс. т. В начале года силовые структуры провели спецоперацию по ликвидации производства фальсификата в Мироновке. На данном этапе идет расследование схемы, в которой также фигурируют компании группы WOG.
Отдельного внимания заслуживает группа компаний, ведущих поставки компонентов на нефтебазу в Днепродзержинске. В их число входят “Укр-Петрол”, “Строй-ресурс-7”, “Тантал 07”, “Днепркомплект” и победитель тендеров на поставку бензинов Минобороны “Трейд-Коммодити”. С начала года все они завезли около 5 тыс. т компонентов. Среди других покупателей газоконденсата, изопентана и отработанных нефтепродуктов были “Вентус-Ресурс”, “Петра-Резерв”, полтавский мини-НПЗ “Пасипол”, одесский “Мустанг”, сумской “Укрхимсервис-К”, Светловодская нефтебаза и др.
Некоторые компоненты используются для выпуска альтернативных топлив с высоким содержанием спиртов.
Прекращение поставок рядом крупных игроков и общее падение объемов, а также общее снижение объема компонентов на рынке связано с введением акцизов на компоненты топлива с 1 января 2016 г. Это делает “бодяжничество” экономически менее выгодным. Кроме того, с 1 апреля функционирует система электронного администрирования акцизного сбора на нефтепродукты, которая усложнила легализацию фальсификата на рынке, заставив данных участников рынка перейти в “черный” сегмент с торговлей исключительно за наличные. Одним из мощных факторов сокращения объемов “бодяги” стало прекращение в апреле производства и продажи на внутреннем рынке ДЭПБК компанией “Укргаздобыча”.
По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, в 2015 г. теневой рынок бензинов занимал 24%, или около 600 тыс. т, а потери бюджета от неуплаты акциза и НДС достигли 5 млрд. грн. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)