Как сообщила “Консалтинговая группа А-95” со ссылкой на данные исследования рынка, импорт дизтоплива в июле снизился на 6% до 440 тыс. т. При этом 45% поставленного объема пришлось на белорусский ресурс (около 200 тыс. т), в то время как в предыдущие месяцы его доля составляла 3/4 всего импорта. Основным фактором снижения белорусской доли стало увеличение поставок из РФ до 142,5 тыс. т, что составляет 32% всего импорта, при этом 68 тыс. т российского топлива было поставлено по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс”.
Поставки с заводов Orlen снизились на 5 тыс. т. Основной объем топлива поступил из Литвы, в то время как годом ранее основной точкой отправления был НПЗ в Плоцке (Польша).
Импорт бензинов в июле вырос на 8% до 149 тыс. т. Более 115 тыс. т было поставлено с двух белорусских НПЗ, что на 55% выше, нежели годом ранее. При этом Беларусь занимает доминирующее положение на украинском рынке: на ее долю приходится 78% всех импортных поставок бензинов. Продолжают падать поставки из Литвы (-14%) и Польши (-67%). С этих двух направлений были завезены 24 тыс. т бензинов. В то же время наблюдается рост поставок бензинов из РФ: в июле поступило около 6 тыс. т российского топлива.
Согласно результатам исследования, в целом в июле баланс украинского рынка светлых нефтепродуктов (без учета оккупированного Крыма) составил 689 тыс. т, что на 2% ниже показателя аналогичного периода 2015 г. При этом на ПАО “Укртатнафта” Игоря Коломойского и государственное ПАО “Укргаздобыча” в июле пришлись 24% бензинов и 12% дизтоплива.
“ПрикарпатЗападтранс” в начале июня возобновил работу украинского участка нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление”. С середины июня украинские операторы начали реализацию дизтоплива Евро-5 из продуктопровода. Российская госкомпания “Транснефть” в марте продала нефтепродуктопровод “Прикарпат Запад Транс”, который находится в Украине, швейцарской компании International Trading Partners AG, среди контрагентов которой есть структуры, принадлежащие людям из орбиты Виктора Медведчука. При этом в организации Медведчука “Украинский выбор” опровергли его отношение к сделке. Магистраль связывала российскую систему продуктопроводов и Мозырьский НПЗ в Беларуси с западной границей Украины. До начала войны по трубопроводу ежегодно поставлялись 20-25% (до 1 млн. т) российского дизтоплива. Приблизительно такие же объемы шли транзитом через Украину в Венгрию. С конца апреля 2014 г. нефтепродуктопровод был остановлен в связи с российским эмбарго на поставку топлива в Украину. По данным Госстата, Украина в январе-июне 2016 г. импортировала 3,22 млн. т нефтепродуктов (бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.) на $1,29 млрд. (Укррудпром/Химия Украины и мира)