Химия Украины и мира

Украина: российское ПАО «ЛУКойл» может вернуть контроль над ПАО «Одесский НПЗ» (ОНПЗ)

Одним из учредителей компании Empsson Limited (Кипр), заявившей требования в деле о банкротстве ОНПЗ, является российская НК “ЛУКойл”. Об этом сообщают “Одесские новости” со ссылкой на слова юриста, представляющего кипрскую компанию.

Адвокат Игорь Сильницкий, представитель кредитора НПЗ Empsson Limited, заявил, что часть указанной компании с правом блокирующего голоса принадлежит “ЛУКойлу”, а не беглому украинскому олигарху Сергею Курченко. Соответственно и денежные требования в 14 млрд. грн., заявленные в суде по делу о банкротстве завода, относятся не к Курченко, а к “ЛУКойлу”. По словам Сильницкого, кредит ПАО “Одесский НПЗ” был предоставлен в 2010 г. международным инвестором в рамках программы модернизации мощностей предприятия. “14 млрд. – долг, который возник у завода с 2003 г. по 2008 г. Это деньги, которые были предоставлены банками и инвестиционными структурами компании “ЛУКойл” на модернизацию оборудования. Модно сейчас считать, что Empsson – это компания Курченко, но я могу показать документы, которые свидетельствуют об обратном”, – сказал адвокат.

Средства на модернизацию оборудования при “ЛУКойле” брались в кредит. “Перекредитование последнее было в 2010 г. Перекредитовались у компании SLBInvest. После этого в 2013 г. SLBinvest переуступила долг в пользу компании Empsson. Значит, последняя имеет право требовать долг, то есть эти 14 млрд.”, – пояснил Сильницкий.

В открытых источниках есть информация о том, что в октябре 2010 г. кипрская SLB Invest Limited открыла ПАО “ЛУКойл-Одесский НПЗ” кредитную линию на $215 млн. с фиксированной ставкой в 8% годовых до 2018 г. Сообщается, что в настоящее время с компанией Empsson достигнуты договоренности о том, что должнику будет предоставлена отсрочка по выполнению обязательств на 5 лет.

Как сообщалось ранее, российский банк ВТБ и 2 неназванные компании, зарегистрированные на Кипре, заявили о том, что ОНПЗ должен им 20 млрд. грн. Если суд утвердит требования российского и кипрских истцов, они завладеют 98% всех кредиторских требований, отмечал представитель одного из контрагентов ОНПЗ Виталий Музыченко. Эксперты также отмечают, что признание судом нового долга приведет к тому, что юридический и фактический контроль над предприятием перейдет к новым кредиторам. Причем сделано это будет на основании сомнительной доказательственной базы.

Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн отмеяал малую вероятность возобновления работы ОНПЗ: “Для работы завода нет сырья. Поставки из России в нынешних условиях выглядят, мягко говоря, маловероятными, а поставки сырья морем невыгодны из-за дороговизны. Казалось бы, выход в модернизации, но и тут без перспектив”.

Возможность национализации завода также, по его мнению, ни к чему не приведет. “У государства сегодня нет денег даже на самое необходимое, какая уж тут переработка. И чтобы поставить точку в “одесской” теме, отмечу, что заводы мощностью 2,5 млн. т в современной нефтеперерабатывающей индустрии вообще не рассматриваются – они не имеют шансов выжить в конкуренции с более мощными внутренними и внешними конкурентами”, – резюмировал эксперт.

Одесский НПЗ был приватизирован в 1999 г. структурами компаний “Синтез Ойл” и “ЛУКойл”. В 2001 г. предприятие полностью перешло “ЛУКойлу”, который остановил работу завода в 2010 г. по причине низкой рентабельности. В средине 2013 г. Одесский НПЗ был приобретен холдингом ВЕТЭК Сергея Курченко у “ЛУКойла” ориентировочно за $125 млн. В сентябре 2013 г. завод возобновил переработку нефти, заключив контракты на поставку сырья по морю с “Роснефтью” и “ЛУКойлом”. Предприятие фактически принадлежало структурам Курченко до марта 2014 г. Тогда же, ввиду давления на ВЕТЭК со стороны правоохранительных органов, расследующих деятельность этой группы, российский банк ВТБ заявил о правах на имущество НПЗ, которые он получил в качестве залога под кредиты, выданные группе ВЕТЭК.

Завод является маломощным (около 2,8 млн. т сырья в год) и технически отсталым (отбор светлых нефтепродуктов – менее 50%). По этим причинам работа НПЗ была убыточной. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version