Химия Украины и мира

Украина: российское ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) доказало в суде незаконность надбавки за транзит аммиака

Высший административный суд Украины признал недействительным приказ Минэкономразвития, отменив таким образом надбавку к тарифу за транзит аммиака по территории страны. Соответствующего решения добилось ОАО “Тольяттиазот”, у которого в 2015 г. возникали сложности с поставками продукции на экспорт из-за стоимости транспортировки аммиака. Теперь предприятие намерено взыскать убытки, понесенные за время действия отмененного приказа.

ОАО “Тольяттиазот” (ТоАЗ, крупнейший производитель аммиака в России) сообщило, что Высший административный суд Украины (ВАСУ) 15 ноября полностью удовлетворил кассацию предприятия на решения судов 2 нижестоящих инстанций по спору с Министерством экономического развития и торговли Украины. В частности, суд признал недействительным приказ ведомства “О надбавке к тарифу за транзит аммиака трубопроводным транспортом через территорию Украины” от 18 августа 2015 г. “Таким образом отменена надбавка в размере более $8 за транзит 1 т аммиака по территории Украины, действовавшая в отношении продукции ОАО “Тольяттиазот” более года”, – уточнили в пресс-службе ТоАЗа, добавив, что решение ВАСУ вступило в законную силу.

Продукция “Тольяттиазота” поставляется на экспорт по аммиакопроводу Тольятти – Одесса протяженностью 2417 км. Украинский участок принадлежит компании “Укрхимтрансаммиак” и проходит по 7 областям. В 2015 г. у ТоАЗа возникли сложности с поставками. Как ранее пояснял гендиректор ЗАО “Корпорация “Тольяттиазот” Вячеслав Суслов, произошло это из-за того, что “украинская сторона по своему усмотрению начала манипулировать своим транзитным статусом”. “Это был спор двух хозяйствующих сторон – “Укрхимтрансаммиака” и нашего давнего стратегического партнера ОАО “Трансаммиак”. Вопрос банальный – повышение цен за транспортировку, за транзит аммиака. Я думаю, это было сделано специально, чтобы “Трансаммиак” согласился на их условия. Мы были вынуждены остановить агрегаты, потому что некуда было девать продукцию. Насколько мне известно, коллеги из “Трансаммиака” торговались, сколько могли, но были вынуждены принять условия украинской стороны. Это негативно сказалось на расходах ОАО “Трансаммиак и на наших расходах”, – пояснял Суслов, добавляя, что, несмотря на происходящее, показатели экспорта аммиака по итогам 2015 г. остались на уровне показателей 2014 г. Комментируя решение ВАСУ, Вячеслав Суслов отметил, что “снижение платы за тариф делает продукцию ТоАЗа более конкурентоспособной с учетом текущего уровня цен”. “Также решение ВАСУ позволит нам потребовать от украинской стороны возмещения убытков, которые “Тольяттиазот” понес за время действия этого приказа”, – добавил Суслов.

Руководитель практики разрешения споров бюро А2 Мария Сидорова отмечает, что в делах по возмещению убытков речь в первую очередь идет о наличии доказательственной базы со стороны истца. “Если “Тольяттиазот” действительно располагает документами, подтверждающими реальный ущерб компании, то стоит задуматься об обращении в суд за взысканием таких убытков”, – считает юрист.

“Привязка к украинскому транзиту и украинскому же порту для российского экспортоориентированного предприятия является большой проблемой, поскольку в отсутствие альтернатив тольяттинскому химическому гиганту придется мириться с любыми навязываемыми ему условиями”, – напоминает аналитик “Алор Брокер” Кирилл Яковенко. Нивелировать эти риски предприятию, по его словам, может проект строительства комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань (Краснодарский край). Работы начались в 1999 г., однако в 2005 г. по независящим от предприятия причинам строительство было заморожено. Реализацию проекта ТоАЗ возобновил в 2015 г. Предприятие намерено ввести в эксплуатацию 2 очереди терминала: для перевалки аммиака и для перевалки карбамида, грузооборот которых составит 2 млн. и 3 млн. т/в год соответственно. Часть ключевых объектов построена, прошла экологические экспертизы. До 2020 г. обе очереди терминала должны быть введены в эксплуатацию. Руководство ТоАЗа также рассматривает возможность строительства после этого срока третьего этапа комплекса с увеличением грузооборота до 13 млн. т/год. Комплекс включен в федеральную целевую программу “Развитие транспортной системы России до 2020 года”. Финансирование полностью осуществляется за счет внебюджетных средств. Общий объем инвестиций, по подсчетам ТоАЗа, может составить более $300 млн.

О ситуации с повышением тарифов для ТоАЗа за транзит аммиака трубопроводным транспортом через территорию Украины летом 2016 г. губернатор Самарской области Николай Меркушкин докладывал президенту РФ Владимиру Путину. “Украинская сторона ставила дополнительные условия, за 2 года цена перекачки увеличилась более чем в 3 раза”, – пояснял тогда глава региона. По итогам встречи Владимир Путин поручил рассмотреть возможные варианты реализации проекта по строительству ветки аммиакопровода в обход Украины. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version