В Черногорске “Сибирская угольная энергетическая компания” (СУЭК) пустила цех по переработке автопокрышек. Изношенные шины карьерных самосвалов превращают в новую продукцию: плитку для травмобезопасного покрытия спортивных и игровых площадок, а также резиновую крошку, которая замешивается в асфальт для автотрасс.
Новое производство было создано при шахте “Хакасская”, которая планировалась к закрытию. Так компания решала вопрос с утилизацией изношенных покрышек своей горной техники и вопрос трудоустройства части работников закрывающейся шахты. В итоге шахту решили пока не закрывать. Все оборудование здесь российского изготовления, линию закупили в Новокузнецке.
Как рассказал начальник нового цеха Михаил Шинков, каждую покрышку (а шины от карьерных самосвалов весят от 1,6 т до 2,1 т) сначала гидравлическими ножницами режут на куски массой по 5-6 кг. Затем эти куски проходят через два шредера-измельчителя, где резина постепенно дробится на все более мелкие фракции, а обрезки металлического корда удаляются с помощью магнитных улавливателей. Далее очищенная от металла и измельченная на куски 20-мм резина попадает в роторную дробилку, на выходе из которой получают массу из резиновых гранул размером 1-5 мм, пригодных для дальнейшего полезного использования.
Сейчас цех выдает два вида продукции. Первый – резиновые гранулы, их используют в дорожном строительстве как компонент для приготовления асфальтового покрытия автодорог. Резиновая крошка в асфальте повышает коэффициент сцепления колес с дорогой. Кроме того, она делает дорожное покрытие более устойчивым к перепаду температур. Резина придает полотну эластичность и не дает ему трескаться в результате расширения и сжатия при нагреве и охлаждении. Для Сибири с ее перепадами температуры от +40 летом до -40 зимой это очень актуально. Второй вид продукции – пористая резиновая плитка размерами 500х500 мм и толщиной 40 мм. Она окрашивается в разные цвета на вкус заказчика и может служить травмобезопасным покрытием для спортивных и игровых площадок. Для изготовления плиток резиновый порошок насыпается в формы, в него добавляют связующее (специальный клей), краситель, а затем помещают в печь для вулканизации.
Из исходной массы шины до 70% возвращается к дальнейшему полезному использованию, 30% идет в отходы (обрезки металлокорда). При этом процесс переработки безопасен для экологии. Так, покрышка весом в 2,1 т превращается в 1,5 т резиновых гранул, из которых можно изготовить 60 кв. м покрытия толщиной 40 мм. Такое покрытие предполагается продавать по цене порядка 1,6 тыс. руб./кв. м. Плитку такой толщины можно укладывать как на бетонное основание и асфальт, так и на грунт. Производительность комплекса – переработка 2 покрышек (то есть 3-4 т исходного материала) за 8-часовую смену. Как пояснили на СУЭКе, они готовы делать плитки любой формы и размерности по желанию заказчика. Также готовы сдавать площадки “под ключ”, то есть не только продавать покрытие, но и осуществлять его укладку в нужном месте. В цехе рассказали, что с началом летнего строительного сезона они активно займутся изучением потенциального спроса, чтобы скорректировать ассортимент.
Мощность пущенного цеха достаточна, чтобы в течение года переработать все покрышки с разрезов и шахт СУЭКА в Хакасии. Поэтому цех готов принимать в переработку шины и у других действующих в регионе угледобывающих компаний. Вопрос приема в переработку шин от легкового транспорта здесь пока не рассматривают. Как пояснил начальник этого цеха Михаил Шинков, сейчас во многих легковых покрышках для армирования используется не металлокорд, а синтетическая ткань, а для ее отделения от резины линия не приспособлена. (Plastinfo/Химия Украины и мира)