В 2016 г. баланс бензинового рынка в Украине увеличился на 5,8%, с 2,06 млн. т до 2,18 млн. т. Позитивная динамика в объемах на фоне стагнирующей бензиновой розницы в первую очередь связана с сокращением доли теневого рынка октановых – “в плюс” бензинам удалось сыграть за счет более жесткого администрирования оборота топлива. Предварительные цифры потребления по-прежнему не дают надежды на восстановление продаж бензинов, которые проигрывают растущему рынку сжиженного газа.
Жесткие нововведения фискалов по контролю за оборотом нефтепродуктов (электронное администрирование) дали свои плоды, вследствие чего доля топлива, произведенного кустарным путем, значительно уменьшилась, однако еще рано говорить о его полном исчезновении.
Также общий рост объемов бензинов следует приписать увеличению доли украинского продукта, произведенного на оставшихся в строю двух заводах. Суммарно с учетом Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ в 2016 г. украинский рынок питался бензинами с 12 заводов из 8 стран. Зарубежными поставщиками стали Беларусь (Мозырский и Новополоцкий НПЗ), Литва (Мажейкяйский НПЗ), Польша (Плоцкий НПЗ), Россия (Орский и Новокуйбышевский НПЗ), Румыния (НПЗ Petrotel и Petrom), Венгрия (Дунайский НПЗ) и Греция (Элефсинский НПЗ).
В авангарде отечественной переработки движется Кременчугский завод, который после нескольких лет снижения производства начинает отвоевывать рынок. По подсчетам консалтинговой компании UPECO, в 2016 г. выход бензинов на Кременчугском НПЗ вырос на 20% до 600 тыс. т. Рост произошел вследствие увеличения объемов импорта казахстанской нефти и начала поставок газового конденсата из Ирана. В ближайшее время “Укртатнафта” планирует увеличить загрузку завода за счет прокачек азербайджанской нефти по системе трубопроводов “Укртранснафты”. Так, в 2017 г. компания намерена прокачать на завод около 1,3 млн. т легкой Azeri Light и таким образом увеличить переработку сырья на 41%.
Шебелинский ГПЗ “Укргаздобычи” (УГД) снизил выпуск октановых на 11,6% до 156,3 тыс. т. Несмотря на уменьшение объемов, бензины УГД стали соответствовать стандартам Евро-5. В 2016 г. госкомпания совершила небывалый рывок, улучшив качественные характеристики топлива с Евро-2 до Евро-4 и Евро-5. В связи с этим снизился и экспорт “Укргаздобычи”, ведь ранее компания продавала свое топливо за рубеж в качестве сырья, а теперь на внутреннем рынке соперничает за потребителя с иностранными производителями. Например, в 2016 г. на экспорт ушло всего около 28 тыс. т бензинов.
Даже на фоне падения переработки Шебелинского ГПЗ производство бензинов в Украине показало увеличение почти на 10%, с 665 тыс. т до 730 тыс. т. Таким образом, в структуре поставок бензинов на украинский рынок топливо внутреннего производства занимает одну треть. Остальные 66,6% объемов приходятся на импорт, заграничные поставки продемонстрировали увеличение на 4%, с 1,4, млн. т до 1,45 млн. т.
За отчетный период в разрезе импорта бензинов по видам произошли изменения в сторону увеличения доли А-92. По сравнению с 2015 г. зарубежные поставки данного ресурса выросли на 28%, с 516,3 тыс. т до 658 тыс. т, доля А-95 снизилась на 10%, с 880 тыс. т до 790 тыс. т. Увеличение присутствия “двойки” происходило за счет белорусского топлива (96% всех иностранных отгрузок) преимущественно производства Мозырского НПЗ. По всей вероятности, мозырский А-92 еще больше стал использоваться в качестве “базы” для приготовления А-95 на терминалах операторов. В отношении видов транспорта следует отметить, что 99,3% бензинов ввозилось в Украину по железной дороге, 0,7% пришлось на морской транспорт.
В 2016 г. за счет изменения направлений поставок в структуре отечественного импорта произошли существенные изменения. Так, доля Беларуси увеличилась на 88,7% до 1,16 млн. т. В разрезе экспорта белорусских заводов бесспорным лидером является Мозырский НПЗ, который обеспечил отправку 94,3% бензинов А-92 и А-95, на Новополоцкий НПЗ приходится около 5,7% топлива А-92.
Таким образом, несмотря на продолжающиеся проблемы с поставками российского сырья в Беларусь и, как результат, недозагрузку Мозырского и Новополоцкого НПЗ, на соседнюю страну суммарно приходятся 80,3% импортных поставок бензинов. Лидером является Мозырский НПЗ, на долю которого пришлись 74,6% всех заграничных объемов бензинов, или около 1,09 млн. т. Вместе с топливом украинских заводов мозырский бензин занимает половину рынка.
Одной из причин заметного увеличения роли белорусского ресурса стал отказ структур “Привата” от импорта бензинов по морю, который группа компаний осуществляла с 2014 г. В 2016 г. через одесскую перевалку для обеспечения собственной сети АЗС “приватовцы” оформили 176 тыс. т болгарского, румынского и греческого А-95. Отказ от готовых иностранных нефтепродуктов связан с поставками сырья на завод и увеличением переработки в Кременчуге. Кроме того, остановив импорт бензина танкерами, группа компаний “закрыла” канал морских поставок в Украину. Если в 2016 г. в основном за счет “Привата” “море” занимало около 15%, то сейчас оно недотянуло и до 1%.
Вместе с отходом “Привата” от поставок бензинов из-за границы немаловажным событием для рынка стало сокращение отгрузок концерна Orlen с заводов в Литве (Мажейкяйский НПЗ) и Польше (Плоцкий НПЗ). В 2016 г. поставки “орленовцев” в Украину снизились на 55,8%, с почти 0,5 млн. т до 221 тыс. т. Как следствие, доля литовцев и поляков в структуре импорта уменьшилась на 42,7% (до 165 тыс. т) и 73,5% (до 56,1 тыс. т) соответственно.
Снижение объемов Orlen произошло из-за значительного сокращения импорта топлива из Литвы и Польши основными игроками рынка – концерном “Галнафтогаз” и “Континиумом”, которые ранее были главными потребителями топлива Orlen. Кроме того, закупки литовского топлива сократили и другие участники рынка, такие как “Параллель”, столичная сеть АЗС KLO и полтавская “Надежда”. Единственными крупными операторами, которые остались верны дорогому европейскому ресурсу, стали SOCAR и “Альянс Ойл Украина”, у которых импорт литовского топлива составил 21 тыс. т и 45 тыс. т соответственно, что соотносится с объемами 2015 г.
В итоге высвободившиеся объемы смогли перетянуть на себя белорусы, в первую очередь за счет более приемлемого ценообразования и логистики поставок. Однако бензиновая зависимость Украины от Мозырского НПЗ для отечественного рынка имела и негативные последствия. В моменты, когда переговоры по поставкам нефти между Минском и Москвой все больше заходили в тупик, в Украине обострялась проблема наличия альтернативного канала поставок ресурса.
Среди других поставщиков можно выделить Российскую Федерацию. Правда, объемы бензинов из РФ, в отличие от дизельного топлива, составляют всего около 1,6% импорта, или 22,7 тыс. т. Преимущественно в Украину поступало топливо с Орского НПЗ, которое импортировала Западная нефтегазовая компания. Румынские производители продолжают терять украинских потребителей. В 2016 г. украинский рынок остался без бензинов НПЗ Petromidia (KazMunayGas Int., бывший “Ромпетрол”). А до недавнего времени дочернее предприятие казахов “Ромпетрол Украина” было главным импортером бензинов в танкерах. Сейчас в Украине представлены 2 румынских завода из 3, да и не в тех объемах, что раньше: НПЗ в Плоешти, которым управляет OMV Petrom, и завод в Констанце (Petrotel), принадлежащий “ЛУКойлу”. В 2016 г. “ЛУКойлу” в Украине больше всего помог АМИК. Так, компания, которая сейчас управляет украинскими активами “ЛУКойла”, анонсировав отказ от ресурса российской компании, стала эксклюзивным покупателем бензина А-95 производства НПЗ Petrotel-Lukoil. При этом в “АМИК Украина” подчеркивают диверсификацию направлений поставок, тактично умалчивая, кто на самом деле является производителем румынских нефтепродуктов или давальцем в Мозыре.
Кроме того, за отчетный период в Украину осуществлялись поставки ресурса из Венгрии. Главными потребителями бензина Дунайского НПЗ (управляющая компания MOL) являются ОККО и “Маркет”, располагающие развитой розничной инфраструктурой в приграничных с Венгрией областях. Единственными партиями топлива, которые в Украину поставлялись по морю, стали греческие бензины А-92 и А-95 Элефсинского НПЗ (Hellenic Petroleum). Однако на Грецию пришлось всего около 4,2 тыс. т бензинов.
В 2016 г. импорт бензинов в Украину осуществляло более 70 импортеров. За указанный период список поставщиков октановых по сравнению с 2015 г. практически не изменялся. В целом пул сформированных “старых” участников рынка продолжал играть ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы рынка.
Среди импортеров лидером является дочернее подразделение ЗАО “Белорусская нефтяная компания”. “БНК-Украина” оформила около 53% всего отечественного бензинового импорта, или около 724 тыс. т. Такая динамика объемов связана с условиями отгрузок, когда контрактодержателем ресурса выступает “БНК-Украина”, а получателем товара – оператор рынка. Например, за отчетный период крупнейшими клиентами “дочки” БНК стали ОККО и WOG (на эти 2 компании пришлись 524 тыс. т А-92 и А-95). Также “БНК-Украина” оформляла ресурс для других участников рынка, но в меньших объемах.
С учетом собственного импорта и ресурса, контрактодержателем которого являлась БНК, структуры “Галнафтогаза” и “Континиума” стали крупнейшими импортерами и потребителями бензина в Украине. По данным UPECO, на них приходится около 650 тыс. т всего импорта. Кроме того, в списке импортеров следует отметить “Альянс Ойл Украина”, чьи самостоятельные поставки бензина выросли с 30 тыс. т в 2015 г. до 70 тыс. т в 2016 г. Увеличился собственный импорт и у SOCAR – с 48 тыс. т до 63 тыс. т. Среди других участников рынка можно выделить объемы “AMИК Украина”, Западной нефтегазовой компании, “БРСМ-Нафты”, а также “Параллели”.
Таким образом, в 2016 г. украинский рынок бензинов, который сейчас находится в жесткой конкуренции с динамично развивающимся сегментом сжиженного газа, показал обнадеживающие сигналы. В первую очередь плюсы относятся к активизации отечественной переработки и улучшению качества выпускаемой продукции, а также сокращению теневого сегмента, объемы которого сразу же перешли в легальную плоскость. Но думать о прежних лаврах уже не приходится, к тому же в 2017 г. “бензинщиков” ждет еще более жесткая конкуренция с “газовиками”, ведь розничное потребление LPG в Украине вплотную приблизилось к бензиновому. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)