Рынок дизтоплива не сдал своих позиций в 2016 г. Коммерческое потребление ДТ наметило вектор на сохранение и увеличение поставок. Как следствие, Украина приросла новыми игроками, стало ясно, что работающая труба лучше, чем законсервированная, снова расширилась география поставок.
По данным консалтинговой компании UPECO, в 2016 г. баланс украинского дизельного топлива увеличился на 7,1% до 5,86 млн. т. Увеличение происходило как за счет импортного ресурса, так и благодаря украинской переработке на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ. Настал тот период, когда топливо украинских производителей стало соответствовать стандартам качества импортных аналогов.
Как и в случае с производством бензина, выпуском дизельного топлива порадовали отечественные переработчики. Благодаря импорту дополнительных объемов нефти из Казахстана и газового конденсата из Ирана производство дизтоплива на Кременчугском НПЗ выросло на 12,7% до 582 тыс. т. В марте 2016 г. завод полностью перешел на производство дизельного топлива стандарта Евро-5 (сера до 10 ppm).
Шебелинский ГПЗ нарастил производство ДТ на 7,5%, с 108,7 тыс. до 116,8 тыс. т. Для дозагрузки мощностей ГПЗ привлекал дополнительное объемы казахстанского сырья. В целом 2016 г. стал знаковым для переработки “Укргаздобычи”. Вместе с изменением качества бензинов модернизация коснулась производства ДТ. Благодаря модернизации установки гидроочистки с осени завод стал производить дизтопливо стандарта Евро-5.
Таким образом, благодаря дополнительным объемам и проведенной модернизации производство дизельного топлива в Украине увеличилось на 11,8%, с 625 тыс. т до почти 700 тыс. т. Однако в разрезе поставщиков ресурса на украинский рынок отечественные заводы занимают скромные 12% (в балансе 10% Кременчугский НПЗ и 2% Шебелинский ГПЗ). Остальные 88% объемов приходятся на импорт, поставки которого выросли на 7,1%, с 4,82 млн. т до более чем 5,16 млн. т.
Украинский рынок ДТ, как и остальные топливные сегменты, по-прежнему остается премиальным для экспортеров, что подтверждает количество предложений. За указанный период в Украину импортировалось дизельное топливо с двух десятков НПЗ, находящихся в Беларуси, России, Литве, Греции, Израиле, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Туркменистане и даже Индии. В 2016 г. за счет отечественной переработки и возросшего импорта украинский рынок дизельного топлива показал увеличение с 5,45 млн. т до 5,86 млн. т.
На фоне стагнирующей розницы, которая третий год не может оправиться от экономических потрясений 2014-2015 гг., основное потребление ДТ приходится на промышленность и сельское хозяйство. Именно аграрный сектор на сегодняшний день является основной движущей силой отечественной экономики. Также не стоит забывать, что из-за продолжающихся боевых действий на востоке в число основных потребителей ДТ вышла армия.
В 2016 г. из-за изменений на рынке, которые связаны в первую очередь с появлением российского трубного ресурса, структура поставок ДТ по видам транспортировки немного изменилась. Если в 2015 г. в железнодорожных цистернах поставлялось около 86,5% ДТ, то в 2016 г. объем ж/д отгрузок уменьшился до 76%. Импорт дизтоплива по нефтепродуктопроводу достиг 13,7%, на танкерные объемы стабильно приходится около 10%, остальные 0,4% – автомобильный импорт. В 2016 г. не было оформлено ни одной тонны дизтоплива, привезенного по реке, хотя ранее некоторые игроки активно тестировали указанный вид поставок. В 2016 г. в Украину импортировался преимущественно ресурс, соответствующий качеству Евро-5.
Как и в 2015 г., основными поставщиками дизельного топлива в Украину стали Беларусь и Россия. В сумме на указанные страны пришлись 76% импортных поставок. По сравнению с 2015 г. Беларусь увеличила отгрузки дизельного топлива на украинский рынок на 26%, с 2,16 млн. т до около 2,73 млн. т. Прежде всего это связано с перебоями в импорте дизтоплива из России в первом полугодии. Который год бесспорным лидером рынка по “запитке” ресурсом является Мозырский НПЗ, на дизтопливо которого приходится около 66% отгрузок из Беларуси, доля Новополоцкого НПЗ (“Нафтан”) приблизилась к 34%. По сравнению с 2015 г. отгрузки из Новополоцка увеличились более чем в 3 раза, с 220 тыс. т до почти 700 тыс. т. Если ранее на украинском рынке “нафтановское” топливо составляло около 10% всех белорусских объемов, то в связи с сокращением прокачек российской нефти в Беларусь новополоцкий завод подстраховал Мозырь в экспорте на премиальный украинский рынок. Таким образом, на сегодняшний день в украинском дизельном балансе белорусы занимают 48%.
Главным событием года стало возобновление прокачек по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранса”, которые были прекращены в 2014 г. До военных событий 2014 г. по трубе на украинский рынок заходил российский дешевый ресурс Евро-3 (350 ppm). Трубопровод питал регионы Центральной и частично Западной Украины, а также был главным альтернативным каналом для белорусского дизтоплива. В 2016 г. после смены собственника участка трубы в Украину наладились отгрузки более качественного ДТ Евро-5 с заводов “Роснефти”. В марте 2016 г. “Транснефть” продала пакет акций “Юго-Запад транснефтепродукта”, куда входит “ПрикарпатЗападтранс”, швейцарской International Trading Partners AG, которую связывают с компаниями Proton Energy и структурами, близкими к Виктору Медведчуку. В итоге появление конкурентного по цене российского дизельного топлива Евро-5 позволило России вернуть часть рынка, потерянного после турбулентных поставок конца 2015 г.
На протяжении 2015 г. российские производители за счет более низких цен стали теснить белорусских с украинского рынка. Однако из-за запрета на экспорт топлива в Украину с октября 2015 г. поставки дизеля из РФ фактически прекратились. Впрочем, трейдеры нашли путь для обхода российских запретов и с конца года стали поставлять топливо в Украину через соседнюю Беларусь. Там российский ресурс становился топливом дизельным экспортным (ТДЭ) с новым паспортом. В первой половине 2016 г. в адрес отечественных игроков было отгружено более 85 тыс. т ТДЭ. Около 80% поставок приходится на первое полугодие 2016 г., когда не осуществлялись прокачки трубного ДТ. Железнодорожные поставки непосредственно от российских НПЗ начались в марте 2016 г., когда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ смягчила требования к экспорту ДТ в Украину. После одобрения ФСТЭК на рынке появился дизель Волгоградского НПЗ “ЛУКойла”, а также Орского НПЗ (“Орскнефтеоргсинтез”), который доставлялся отечественным контрагентам по железной дороге. С июня стали осуществляться стабильные поставки дизельного топлива стандарта Евро-5 по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранса”. За счет логистики, более дешевой, чем отгрузки в ж/д цистернах, “труба” стала привлекательнее для трейдеров, особенно для тех, которые активно участвуют в тендерах госструктур.
С учетом вытесненного технологического дизельного топлива Евро-3 (около 46 тыс. т; вопрос, кто слил остальное, остается открытым) в 2016 г. трубопроводный импорт ДТ в Украину достиг 706 тыс. т. За указанный период на “трубе” сформировался пул компаний (около 10), которые стали постоянными покупателями российского дизельного топлива, а среднемесячные поставки ресурса “Роснефтью” выросли до 150 тыс. т в месяц.
Таким образом, если на рынке не будет форс-мажоров, то в 2017 г. более дешевое дизельное топливо из РФ продолжит отвоевывать рынок. “Трубы” станет больше за счет снижения белорусских и литовских объемов. Orlen уже теряет украинский рынок. В 2016 г. в структуре импорта сократилась доля ДТ из Литвы (Мажейкяйский НПЗ) и Польши (Плоцкий НПЗ). Объемы дизтоплива с заводов Orlen уменьшились на 12,5% до 658 тыс. т. В первую очередь снижение произошло из-за сокращения экспорта Плоцким НПЗ. В январе-декабре поставки из Польши сократилась более чем на 60% до 108,5 тыс. т. В то время как Мажейкяйский НПЗ увеличил отгрузки в Украину почти на 19%, с 463 тыс. до 550 тыс. т. Так Литва стала третьей в списке стран, поставляющих ДТ на украинский рынок. О прибалтах в Украине принято вспоминать лишь зимой, когда есть опасность купить несезонную марку ДТ.
В 2016 г. увеличились объемы из Греции. Импорт ДТ из Эллады вырос на 6,3% до 293 тыс. т. Внимания заслуживает следующий факт, обойденный собственной переработкой: украинский рынок потреблял дизельное топливо Евро-5 всех четырех греческих НПЗ – трех заводов, принадлежащих корпорации Hellenic Petroleum (Элефсинского, Thessaloniki и Aspropyrgos), а также Коринфского НПЗ нефтяной компании Motor Oil Hellas. Главными покупателями греческого ресурса выступили структуры WOG. В отличие от греческих, на 27% до 95 тыс. т, упали объемы импорта израильского дизтоплива с НПЗ Хайфы (входит в Bazan Group). По морю поступали не только нефтепродукты средиземноморских стран, но и российское ДТ. Так, в Николаев, Херсон и Южный танкерами импортировалось около 18 тыс. т дизтоплива из РФ. Кроме того, в Украину вернулось болгарское топливо “ЛУКойла” с завода в Бургасе. Внес поправки в морской импорт “Привата”, структуры которого переключились на поставку сырья, а не готовых продуктов. В 2015 г. в адрес “приватовских” компаний зашло около 74 тыс. т российского танкерного дизтоплива. В 2016 г. группа компаний импортировала ДТ только в декабре, когда на одесскую перевалку доставили порядка 15 тыс. т болгарского ресурса производства Lukoil Neftoсhim Burgas.
В 2016 г. отечественный рынок продолжал диверсифицироваться, главным образом за счет моря. Например, в начале июня в Украину начался импорт индийского дизельного топлива производства Джамнагарского НПЗ, принадлежащего Reliance Industries Ltd., который сегодня является крупнейшим в мире (проектная мощность – около 62 млн. т/год). В Украину индийское топливо поставлялось через турецкие перевалки, где происходила перегрузка крупнотоннажных танкеров, приходящих из Джамнагара, в более мелкие, способные слиться в отечественных портах. Объемы поставок экзотического дизтоплива в январе-декабре составили около 44,6 тыс. т. Импортировали ресурс Reliance Industries Ltd компании “Элемент Нафта”, “Альянс Энерго Трейд” и “Оранж Оил”.
В том же месяце по Волго-Донскому каналу в Украину был возобновлен маршрут следования ДТ Евро-5 из Туркменистана производства Туркменбашинского НПЗ. Первые поставки туркменского дизтоплива в Украину 7 лет назад делали структуры Emex Мурата Сеитнепесова, в которых трудился будущий совладелец активов “Роснефти” в Украине Нисан Моисеев. Таким образом, с учетом болгарских отгрузок, фрагментарных российских, туркменских и других по морю в Украину зашло около 521,6 тыс. т, что на 17,8% меньше, чем в 2015 г. На Израиль и Грецию приходится почти 74,5% объемов ДТ, приходившего в танкерах. Интерес к более дорогим морским поставкам возникает из-за перебоев с импортом. Так было в 2015 г., когда после запрета на присутствие российского топлива на рынке трейдеры ринулись искать свободные объемы, так случилось и в 2016 г. из-за возникающих перебоев с ДТ из Беларуси. Кроме того, не стоит забывать о сезонности морских поставок.
Добавим, что в Украину осуществлялись поставки дизтоплива и из других стран. Вот уже третий год стабильным, на уровне 50-60 тыс. т, остается импорт ДТ из Венгрии (Дунайский НПЗ компании MOL). Продолжают падать объемы у Румынии. В 2016 г. импортировали всего около 21 тыс. т с НПЗ Petrotel Lukoil (в 2015 г. румынский импорт был на уровне 45 тыс. т). Покупателем товара выступила “АМИК Украина”, которая переключилась на покупку ресурса у “ЛУКойла” через его иностранные активы.
Как и в предыдущем году, лидерами дизельного импорта остаются старые игроки рынка. При сопоставлении объемов следует учитывать, что белорусский ресурс в адрес большинства компаний импортирует “БНК-Украина”, которая перевалила через границу около 1,39 млн. т, или почти 27% всех импортных объемов. Аналогично ситуации с бензинами главными получателями белорусского дизеля от БНК выступили концерн “Галнафтогаз” и “Континиум” (совместно около 720 тыс. т). Но указанные структуры проводили самостоятельное оформление значительных объемов. В целом главные игроки бензинового рынка продолжают оставаться и крупнейшими импортерами дизельного топлива. В первой половине 2016 г. в адрес ОККО и WOG было поставлено около 1,7 млн. т импортного ДТ. Помимо двух вышеназванных сетей в пятерке лидеров постоянно находится Западная нефтегазовая компания, поставки которой в отчетном периоде сократились на 16% до 280 тыс. т. Уверенный рост наблюдался у группы компаний “Элемент”. Ее структуры оформили около 217,6 тыс. т дизельного топлива и совершили первую поставку ДТ из Индии.
Продолжала прирастать объемами тройка “Альянсов”. Так, “Альянс Ойл Украина” нарастил объемы почти в 3 раза, увеличив свою долю на рынке почти до 200 тыс. т. Со 114 тыс. т до 186 тыс. т выросли объемы “Альянс Энерго Трейда”. С 2016 г. компания активно осваивала танкерные поставки. По сравнению с предыдущим годом в 2 раза, более чем до 130 тыс. т, увеличил поставки на украинский рынок “Альянс Ойл Трейдинг”. Это один из немногих крупных импортеров, который привозил в Украину только белорусский ресурс.
Самостоятельные поставки увеличил SOCAR. Структуры азербайджанской компании оформили 136 тыс. т топлива, что на 7% больше, чем в 2015 г. Несмотря на то, что SOCAR является давальцем нефти на НПЗ в Греции, украинская “дочка” импортировала в Украину дизель из Беларуси, Болгарии, Польши и Литвы.
Кроме того, в десятке импортеров сохранила место “Параллель”, которая сумела переформатировать свою деятельность с уклоном на опт. Правда, компания сократила импорт на четверть, с 214 тыс. до 146 тыс. т.
За 2016 г. количество импортеров дизельного ресурса снизилось со 150 до почти 140. Некоторые трейдеры укрупнялись, основывали новые компании, а некоторые уходили с рынка, но таких было немного. Главной “потерей” года стало прекращение операционной деятельности компанией “Интергал” (ее связывают с народным депутатом Владимиром Зубиком), которая в 2015 г. привезла в Украину около 165 тыс. т ДТ. В начале весны 2016 г. собственники приняли решение перенаправить инвестиции на другие направления (в первую очередь в строительную сферу – в “Интергал-Буд”) и закрыли топливный проект. Получив “вольную”, менеджеры компании нашли пристанище в еще недавно конкурирующих трейдерских структурах. С появлением трубного ресурса на рынке появились новые импортеры, такие как “Анви трейд”, “Е. Коннект”, “Премиум Ойл”. В перечисленных компаниях были замечены преимущественно старожилы рынка.
Также среди импортеров следует выделить конечных потребителей дизтоплива. В 2016 г. самостоятельные закупки стал производить агропромхолдинг “Астарта”, который через ряд своих компаний самостоятельно оформил около 13 тыс. т белорусского и российского ДТ. В ушедшем году импорт продолжали агрохолдинги “Нибулон”, “Райз”, а также промышленники, например Ferrexpo и ArcelorMittal. В целом, как и в 2015 г., основная масса импортеров увеличила поставки, другие же демонстрировали стабильную динамику на уровне 2015 г.
Таким образом, в 2016 г. на рынке дизельного топлива наблюдалось несколько тенденций: увеличение поставок отечественными и импортными производителями, возобновление стабильных поставок ДТ за счет работы нефтепродуктопровода, появление новых стран-поставщиков.
Не вызывает сомнений, что в 2017 г. будет еще интереснее наблюдать за развитием и наполнением рынка, поскольку при бесперебойных поставках дизельного топлива из России конкуренция за потребителя вырастет. Кроме того, отечественные переработчики также обещают “не пасти задних”. В крупном фокусе продолжат оставаться розница и действия ретейлеров, направленные на увеличение продаж. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)