Химия Украины и мира

Украина: ПАО “Укрзализныця” скрывало дороговизну контракта с ООО “Вог Аэро Джет” на поставку дизтоплива

Стоимость дизтоплива по контрактам “Укрзализныци” с “Вог Аэро Джет” суммарно выросла на 3800-4000 грн./т и по отдельным контрактам превысила рыночный уровень. Об этом свидетельствуют дополнительные соглашения с компанией “Вог Аэро Джет”, опубликованные на сайте ProZorro.

Данные были раскрыты по итогам пересмотра действующих контрактов 25 января 2016 г., когда “Укрзализныця” неожиданно согласилась с требованиями поставщика существенно повысить цены на закупаемое дизельное топливо. Как свидетельствуют опубликованные данные, цены по трем контрактам на 40,7 тыс. т вплотную приблизились к рыночным (22421-22751 грн./т против 23060 грн./т на 30.01.2017 по данным ежедневного мониторинга “Консалтинговой группы А-95”), по одному на 9 тыс. т – достигли их (22971 грн./т), а еще по одному на 9 тыс. т – превысили рыночные (23179 грн./т).

Новая информация показывает, что “Укрзализныця” пыталась ввести в заблуждение общественность, сообщив в ранее распространенном пресс-релизе стоимость самой дешевой партии – 22421 грн./т. Кроме того, вопреки заявлениям транспортной компании, объем закупаемого топлива вследствие пересмотра (повышения цен) уменьшился с 65 до 59 тыс. т.

Для оправдания повышения цен УЗ также неоднократно заявляла о том, что пересмотр цен был обоснован ростом стоимости нефтепродуктов на мировых и украинском рынках. В тоже время, по данным “Консалтинговой группы А-95”, за период с момента проведения тендера 22 декабря 2016 г. по 25 января роста на мировых рынках нефтепродуктов не произошло. Цена на ДТ в европейских портах на момент проведения тендера 22 декабря и день повторного пересмотра цены 25 января была идентичной – $487-488/т. Изменение оптовых цен на украинском рынке за этот период без учета роста акциза выросли на 490 грн./т, или на 2,3%. Объективный рост цен за счет повышения акциза на EUR42,5/1000 л или примерно 1800 грн./т (с НДС) был проиндексирован 16 января, когда “Укрзализныця” согласилась на повышение цены на 1886 грн./т. В итоге без учета акциза WOG повысил средневзвешенную цену контрактов на 2120 грн./т до 22766 грн./т, что практически отвечает рыночному уровню цен. Между тем, на тендере в декабре 2016 г. WOG победил с ценой на 2000 грн., или более чем на 10% ниже рыночной.

“Полные официальные данные о пересмотре цен еще раз указывают на коррупционную составляющую в закупках дизтоплива и полностью компрометируют систему ProZorro, которая бессильна в случае отсутствия у покупателя желания добиться минимальной цены на закупаемые товары”, – заявил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.

Практика выигрыша тендеров с низкой ценой и последующим ее пересмотром до рыночного уровня и выше неоднократно использовалась компанией “Вог Аэро Джет” в 2015-2016 гг. Так, в феврале 2016 г. WOG победила в тендере на поставку 100 тыс. т ДТ для УЗ с минимальной ценой 13595 грн./т. Однако после заключения контракта нефтетрейдер четырежды повышал цену на ДТ, в результате чего она поднялась на 21% и стала выше рынка. Во избежание подобных манипуляций и злоупотреблений “Укрзализныця” анонсировала в конце 2016 г. переход на систему формульного изменения цены на нефтепродукты в привязке к котировкам Platts. Однако ни один тендер по новой методике так и не был проведен.

“Укрзализныця” является крупнейшим потребителем ДТ в Украине. Годовая потребность составляет 300-350 тыс. т. В последнее время “Укрзализныця” ищет способы увеличения числа поставщиков и снижения цен на закупаемое дизельное топливо в связи с его завышенной ценой для компании. Для этого, в частности, планируется внести изменения в регламент проведения тендерных процедур, а также перейти на контракты с формульным ценообразованием. По данным “Укрзализныци”, WOG является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов, доля которого в 2014-2016 гг. находилась в диапазоне 60-90%. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version