Крупнейшему и одному из старейших в Украине государственному предприятию по добыче каменной соли ГП “Артемсоль” в последние годы приходится не “сладко”. Ему пришлось распрощаться с основным рынком сбыта – российским, отметиться в коррупционном скандале и столкнуться с острым дефицитом грузовых вагонов. Помимо всего прочего, предприятие очень близко расположено к зоне АТО – с его территории прослушивается Светлодарская дуга.
Тем не менее “Артемсоли” удается наращивать финансовые показатели и оптимистично смотреть в будущее. За 2016 г. чистая прибыль составила 195 млн. грн., что вдвое превышает показатель 2015 г. За счет чего предприятию удается достигать высоких финансовых результатов?
За последние 2 года “Артемсоль” поменяла 4 руководителей в статусе и. о., что не добавляет стабильности ее работе. Более того, некоторые ставленники МинАПК, в ведении которого находится предприятие, попали на карандаш детективов НАБУ. Речь идет о схемах сбыта технической соли, которая отгружалась дилерам по заниженной цене. В феврале 2016 г. НАБУ взялось за проверку деятельности ГП “Артемсоль” за 2014-2015 гг., это расследование должно дать ответы на вопросы о злоупотреблениях на предприятии.
Как сообщила Светлана Олифира, и. о. руководителя управления внешних коммуникаций НАБУ, “ведомство проводит досудебное расследование в рамках уголовного производства по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.364 Уголовного кодекса Украины, относительно возможного злоупотребления служебным положением должностных лиц ГП “Артемсоль”. Когда оно завершится, в НАБУ не уточняют.
Тем не менее, как отметил нынешний руководитель предприятия Владимир Доля (назначен в декабре 2015 г.), это не мешает “Артемсоли” достигать хороших показателей работы. В 2016 г. была получена рекордно высокая чистая прибыль, вдвое больше, чем годом ранее. Этого удалось достичь благодаря ряду изменений. Во-первых, “Артемсоли” пришлось переформатировать сложившуюся модель продаж (ту самую, которая сегодня вызывает вопросы у правоохранителей), что позволило получить дополнительную прибыль, которую ранее зарабатывали дилеры.
Дала результаты и работа с должниками. Значительную роль в создании и наращивании дебиторской задолженности играли облавтодоры. В начале 2016 г. “Артемсоль” подписала с ГАК “Автомобильные дороги Украины” и “Укрзализныцею” трехсторонний меморандум о сотрудничестве и организации взаимоотношений для подготовки к осенне-зимнему периоду 2016-2017 г. Согласно данному документу, отсрочка платежа для облавтодоров была уменьшена до 20 дней (с двух месяцев в 2015 г.).
По словам руководства “Артемсоли”, данный меморандум значительно улучшил состояние дебиторской задолженности на предприятии. “На 1 января 2016 г. задолженность облавтодоров была на уровне 51 млн. грн., а по состоянию на 1 января 2017 г. ожидаем ее сокращения до 36 млн. грн., – рассказывает Доля, заверяя, что долги гасятся в нормальном рабочем режиме. – Мы, конечно, могли отдать поставки соли для облавтодоров посредникам, которые бы делали нам предоплату, но считаем, что с государственными предприятиями нужно работать напрямую, ведь иначе это может привести к росту цен на техническую соль”. Собственно, сегодня все украинские потребители, кроме облавтодоров, работают по предоплате. В то же время у предприятия имеется проблемная дебиторская задолженность в виде средств на счету ликвидированного “Актив-Банка” (178 млн. грн.) и депозита в банке “Финансы и Кредит” ($1,2 млн.). Всего – 207 млн. грн. Кроме того, с марта 2016 г. при покупке материалов для производства “Артемсоль” пользуется системой госзакупок ProZorro, что позволило оптимизировать цены на упаковочные материалы и запчасти. “По основным позициям общая экономия составила около 42 млн. грн.”, – подытоживает Доля.
В сухом остатке, предприятию удалось удержать показатель себестоимости от резкого роста (несмотря на подорожание энергоносителей). Себестоимость 1 т реализованной продукции в начале 2016 г. составляла 418 грн., за год при падении добычи и росте заработной платы она выросла на 9% (до 455,6 грн.). “Замена котлов и установка частотных регуляторов должны обеспечить нам снижение потребления электроэнергии и газа, что, в конечном итоге, должно уменьшить себестоимость производства, – делится дальнейшими планами Доля. – Но, исходя из общих тенденций, себестоимость добычи соли будет расти”. Только зарплату работников с января 2017 г. на предприятии планируют увеличить на 15%, не говоря уже о намерениях “Укрзализныци” повысить тариф на грузоперевозку.
Примечательно то, что удвоения чистой прибыли удалось достичь, несмотря на резкое падение производства соляной продукции. Так, по итогам 2013 г. объем добычи соли на предприятии составлял 3,5 млн. т, в 2016 г. – вдвое меньше, 1,6 млн. т. “Получается, что сейчас при меньших объемах добычи “Артемсоль” работает в разы эффективнее, чем годами ранее”, – подчеркивает Виктор Третяк, генеральный директор ассоциации “Укрсоль”. Максимальный объем добычи соли был достигнут в 1991 г. – 7,2 млн. т. Падение добычи соли, наблюдаемое в последние 3 года, связано с изменениями в структуре отгрузок предприятия. Часть этих изменений – форс-мажоры, не зависящие от деятельности рудника. Это конфликт на востоке Украины, аннексия Крыма и, как следствие, потеря доли отечественного рынка. Эти факторы вычеркнули из отгрузок “Артемсоли” около 300 тыс. т продукции в год.
Еще одна часть потерь связана с запретом ввоза продукции “Артемсоли” на территорию РФ. В январе 2015 г. Роспотребнадзор запретил ввоз пищевой соли на российский рынок из-за претензий к качеству продукции. Затем было незначительное потепление в “соляных отношениях”, когда с мая по ноябрь 2016 г. временно разрешили поставку соли. Воспользовавшись им, предприятие отгрузило около 42 тыс. т фасованной продукции. Техническая соль все это время реализовывалась, но с ее поставками начали возникать сложности. Вагоны с солью постоянно находились на складах временного хранения, что “легло” дополнительными расходами на плечи потребителей. А с 1 ноября 2016 г. Россия ввела полное эмбарго на поставки всего ассортимента соляной продукции “Артемсоли”.
Пока успокаивались санкционные страсти вокруг украинской соли, продажи упали в 2 раза, с 1,2 млн. т в 2014 г. до 0,6 млн. т в 2016 г. Доля России в общей структуре продаж “Артемсоли” сократилась с 52% в 2014 г. до 37% в 2016 г. Весь 2017 г. российский рынок будет закрыт для украинской соли: постановление правительства РФ действует до конца 2017 г. Эксперты не сомневаются, что эмбарго будет продлено и на следующие годы. “Россия нарастила производство собственной соли, что позволяет ей полностью покрыть свои потребности и избежать дефицита на рынке. Мощности соляных предприятий в России составляют около 6 млн. т, а годовое потребление соли – 5,5 млн. т, – рассказывает Третяк. – Так что возврат украинской продукции в Россию маловероятен”.
Параллельно с потерей одного из крупнейших рынков началась переориентация сбыта “Артемсоли” на другие рынки. Показательными в этой работе стали ноябрь и декабрь 2016 г., когда предприятие ежемесячно отгружало 150 тыс. т продукции на экспорт, несмотря на то, что российский рынок стал недоступным. Запланированный объем отгрузок соли в 2017 г. будет на уровне предыдущего, рассчитывают на предприятии. Но если в 2016 г. из отгруженных 1,6 млн. т соли на российский рынок ушло чуть более 600 тыс. т, то 2017 г. рынки для сбыта этих объемов “Артемсоль” будет искать в Европе.
“В 2017 г. мы планируем увеличить объемы отгрузок продукции в страны ближнего зарубежья на 54 тыс. т по сравнению с 2016 г., а в страны дальнего зарубежья (ЕС) – на 258 тыс. т, – конкретизирует намерения Доля. – На украинский рынок наши отгрузки ожидаемо вырастут примерно на 28 тыс. т”. Этому будут способствовать стабилизация экономической ситуации в стране, увеличение производства в металлургической отрасли, а также возобновление поставок на “Карпатнефтехим” (пуск предприятия ожидается в 2017 г.).
Если в 2016 г. предприятие несколько сократило объемы поставок технической соли в Венгрию, Польшу и Румынию из-за прошлой теплой зимы, то сейчас оно пытается нагнать объемы отгрузок в эти страны. В конце 2016 г. начались поставки артемовской соли на химическое предприятие BorsodChem (Венгрия), где “Артемсоль” надеется закрепиться в статусе постоянного поставщика. “Потребности соли на BorsodChem составляют около 400 тыс. т/год, если нам удастся выйти на поставку 100-150 тыс. т/год, то это будет очень хорошим показателем, – отмечает Доля. – Работаем также над восстановлением поставок на “Новацкий химический завод” (Словакия)”.
Поиск потребителей среди европейских химиков не случаен – эта отрасль потребляет соль круглогодично, что уменьшает риск сокращения поставок “Артемсоли”, в отличие от сезонной необходимости “посолки” дорог. Что же касается выхода на новые рынки сбыта, то предприятие намерено возобновить поставки в Германию и Болгарию.
В декабре 2016 г. состоялась двусторонняя встреча с представителями промышленников Албании, где были достигнуты предварительные договоренности. Сейчас прорабатываются вопросы логистики. Важно также начало отгрузки Придунайским странам через порт Измаил по р. Дунай (в Боснию и Герцеговину, Хорватию). В этой логистической схеме Дунайское пароходство частично решает проблему с нехваткой полувагонов, которые могут выезжать за пределы страны в Европу. По этой логистической схеме “Артемсоль” уже работает с Румынией (в ноябре отгружены 3 тыс. т продукции) и намерена наращивать поставки в другие европейские страны, расположенные на берегах Дуная. При этом, по словам Владимира Доли, цена соли получается чуть выше, что сдерживает наращивание “речных” поставок, однако такая схема обеспечивает гарантированную доставку продукции без задержек при нехватке вагонов. Эксперты считают, что “Артемсоль” вполне может “пристроить” российские объемы на рынки стран дальнего зарубежья. “Ранее предприятие отгружало около 400 тыс. т технической продукции в Австрию и Германию”, – отметил Третяк.
Структура сбыта предприятия такова, что 35% продукции реализуется в Украине, остальное – за рубеж (данные за 2016 г.). При этом в страны ЕС поставляется исключительно техническая соль. Европейцы не едят украинскую пищевую соль, так как она содержит темные включения природного происхождения (ангидриды). Для их устранения на “Артемсоли” внедряют технологию фотосепарации, освоение которой уже на финише. “В I квартале 2017 г. мы планируем получить новую продукцию – очищенную соль – и вывести ее на рынок, – рассказывает Доля. – В результате применения этой технологии соль не только приобретает белоснежный привлекательный вид, но и содержание NaCl в ней увеличится с 97,5% до 99%, что будет соответствовать стандартам для соли молотой высшего сорта и европейским стандартам качества”.
Стоимость оборудования для очистки соли невысокая, так что себестоимость производства значительно не изменится (три новых фотосепаратора “Артемсоль” приобрела через ProZorro за 5,6 млн. грн.). Но при этом кардинально изменится качество выпускаемой продукции и ее цена. “Очищенная каменная соль будет чуть дороже по сравнению с нынешней”, – рассказывает Доля, рассчитывающий накормить этой продукцией и украинцев, и европейцев. Основные рынки, которые будет покорять очищенная соль, – Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Сербия и др., где “Артемсоль” присутствует с технической продукцией. Имеются также планы относительно поставок соли на китайский рынок.
По словам Виктора Третяка, помимо намерений нужно пройти длительную процедуру европейской сертификации пищевой соли, от работы коммерческого департамента предприятия зависят сроки ее успешного прохождения. “Рынок пищевой соли в Европе не ощущает дефицита, поэтому “Артемсоли” придется потеснить тамошних игроков”, – считает Третяк, отмечая, что на полках магазинов в Европе присутствует продукция, производимая по технологии выпаривания соли из морской воды. При этом себестоимость выпаривания соли несколько выше по сравнению с себестоимостью добычи и сепарации на “Артемсоли”. “Так что украинская пищевая соль имеет хорошие шансы завоевать любовь европейского потребителя. Тем более, что цены в Европе на порядок выше украинских”, – уверен Третяк. Единственным тормозящим фактором могут стать растущие тарифы на перевозку грузов от “Укрзализныци”. Ведь 50% в структуре цены на соль – логистические затраты.
За 2016 г. “Артемсоль” освоила около 30 млн. грн. инвестиций, хотя объем инвестиций был запланирован на уровне 115 млн. грн. Освоение инвестсредств затягивается из-за длительности процедур согласования и разработки проектов модернизации. В 2016 г. финансовый план был подписан МинАПК только в апреле, а подписание финансового плана на 2017 г. ожидается в ближайшее время. “На 2017 г. мы закладываем примерно такие же инвестиции, 117 млн. грн., думаю, к полному освоению этих средств будем более подготовлены, нежели в 2016 г.”, – уверен Доля, уточняя, что в нынешнем году соляники хотят закончить начатые проекты по очистке соли и приступить к новым. В частности, на 2017 г. запланированы расходы на проектирование, приобретение и монтаж оборудования первого этапа внедрения комплекса участка по производству выварочной соли. Только на приобретение соответствующего оборудования мощностью до 40 тыс. т/год будет потрачено около 40 млн. грн. А соль марки “экстра” появится на рынке в 2018 г.
Итого, наращивая прибыль и целенаправленно модернизируясь, “Артемсоль” превращается в довольно интересный и перспективный актив для приватизации. (minprom.com.ua/Химия Украины и мира)