Химия Украины и мира

Украина: Как меняются расклады на рынке кокса и почему фактором риска выступает ПАО “Укрзализныця”

Военная эскалация вокруг обороны Авдеевки не могла не сказаться на промышленных предприятиях в регионе. Утром 30 января под обстрел попал Ясиноватский машиностроительный завод, где был поврежден кузнечный цех. Затем стало известно о подрыве рельс на участке железной дороги Луганск – Лисичанск – Попасная. Это направление (наряду с ж/д путем через Дебальцево на Красный Лиман) является одним из маршрутов доставки сырья на Алчевский металлургический комбинат, входящий в корпорацию ИСД.

Вечером 30 января после очередной порции артобстрелов была перебита последняя из 4-х электролиний, поставлявших электроэнергию в Авдеевку и местный коксохим. Город погрузился во тьму, остановилась Донецкая фильтровальная станция, а Авдеевский коксохимический завод, входящий в группу “Метинвест”, приступил к “горячей” консервации мощностей. По состоянию на 2 февраля возобновить подачу тока так и не удалось. При этом военные действия в авдеевской промзоне продолжаются, из-за чего снаряды прилетают также в Макеевку, отдельные районы Донецка и окружающие села. Ненадолго даже шахта им. Засядько оказалась обесточенной с заблокированными под землей горняками. Остальные предприятия ГМК находятся на сравнительном отдалении от непосредственного эпицентра боевых действий, поэтому физических повреждений не получили. Как сообщили в пресс-службе “Метинвеста”, по состоянию на 1 февраля попаданий на территорию Макеевского филиала ЕМЗ не зафиксировано.

Кроме того, очень неритмично, но все-таки работает перегон Ясиноватая – Скотоватая, через который поступает железорудное сырье на Енакиевский метзавод. “У железной дороги очень низкая пропускная способность. Кроме того, на данный момент обесточен перегон “Восток”, но до 19:00 1 февраля контактную сеть пообещали восстановить”, – отметили в пресс-службе. Но даже если ЕМЗ окажется отрезанным от поставок, то, как сообщили в “Метинвесте”, запасов сырья на заводе хватит на неделю работы. При этом 1 февраля планировалась поставка еще 3 составов железорудного сырья.

Более того, как отметил гендиректор АКХЗ Муса Магомедов, почти не получив повреждений, “заводу в этот раз немного повезло, “приземления” были рядом”. Единственное – 31 января снаряды попали в ж/д цех коксохима, из-за чего оказались разбитыми рельсы и контактная сеть, но их восстановили в течение полудня. Снижение оборотов коксохима негативным образом сказалось на Мариупольском меткомбинате им. Ильича, который является главным потребителем авдеевского кокса на украинском рынке. Гендиректор ММК Юрий Зинченко 31 января заявил, что запасов этого сырья осталось на 2,5 дня работы, поэтому на предприятии работают только две доменные печи из четырех, да и то на минимальных параметрах.

Прорабатывался негативный сценарий и для “Азовстали”, у которой все-таки есть собственное коксохимическое производство в составе 3-х коксовых батарей. В настоящее время все доменные печи в работе, но мощностей батарей недостаточно для полного обеспечения комбината. Посему в случае дефицита кокса предприятие будет вынуждено перевести часть своих домен на “тихий ход”.

Сейчас две батареи из четырех АКХЗ, по словам М. Магомедова, находятся в работе и еще две – в режиме “консервации”. “Генерируем около 7 МВТ электроэнергии. Этого нам хватает для производства порядка 2,5-3,5 тыс. т кокса в сутки в зависимости от температурного режима”, – сообщил он, уточнив, что речь идет о товарной продукции. Понятно, что данного уровня недостаточно даже для обеспечения мариупольских меткомбинатов. Ведь, начиная с осени, среднесуточный выпуск кокса на АКХЗ колебался в районе 6-7 тыс. т в связи с недопоставками угольного концентрата по причине нехватки порожних вагонов. При этом потенциально предприятие могло бы выйти на параметры в 8-9 тыс. т/сутки.

То есть потребности в коксе закрывались не только на ММК им. Ильича и “Азовстали”, но и на “Запорожстали” и ЕМЗ, которые периодически включались в производственную программу “Авдеевки”. Но с ноября поставки сырья на последние два комбината не осуществлялись. “Кокс на ЕМЗ приходит с Енакиевского КХП и “Макеевкокса”. Остановка АКХЗ не отражается на его производственном процессе”, – заверили в пресс-службе “Метинвеста”.

“Запорожсталь” же отказалась от авдеевской продукции по причине остановки доменной печи №3 на масштабную экологическую реконструкцию сроком на 150 суток, инвестиции в которую составляют 1,5 млрд. грн. Таким образом, потребности запорожского комбината в коксе закрывают родственный “Запорожкокс” и Днепродзержинский КХЗ. “Для “Запорожстали” остановка АКХЗ создает определенный дефицит кокса, который может поставить под угрозу стабильное производство комбината. Применение в производстве альтернативных поставок этого сырья может оказать негативное влияние на экономические показатели работы предприятия”, – сообщили в пресс-службе “Метинвеста”. То есть до апреля прямой угрозы для комбината нет, но когда после реконструкции будет запускаться ДП №3, этот вопрос встанет на повестку дня.

Таким образом, под угрозой оставался лишь ММК им. Ильича, но диспозицию прояснил Ю. Зинченко: “1 февраля ситуация стабилизировалась. Мы ожидаем поставку одного маршрута кокса с “Азовстали” и одного из Дзержинска (скорее всего, Днепродзержинский КХЗ). Еще 15 тыс. т кокса переадресовано из ЕМЗ. Сейчас на ММК работает три доменные печи, надеюсь, что в ближайшее время мы сможем обеспечить сырьем все четыре”. Кроме того, по его словам, после установления режима тишины удалось восстановить железнодорожное полотно на участке Авдеевка – Очеретино, что позволило АКХЗ сформировать еще один маршрут кокса в сторону ММК. “Теперь ждем от ж/д служб слаженной работы и оперативных правильных решений по доставке кокса на комбинат им. Ильича”, – подчеркнул гендиректор. Последнее утверждение руководителя ММК весьма актуально, поскольку всю осень почти все украинские коксохимы из-за неритмичного предоставления порожних вагонов испытывали перебои с поставками угля и невозможности отгрузить готовую продукцию покупателю. В разное время снижали загрузку мощностей Авдеевский КХЗ, Днепродзержинский КХЗ, на серьезно пониженных оборотах до сих пор работает. При этом заводы недополучали не только украинское сырье, но и импортный уголь, который необходим для качественной шихты.

Характерно, что в середине ноября загрузка коксовых батарей по Украине упала до минимального значения за 2016 г. в 48%. Аналогичный уровень был только в июне, когда “Укрзализныця” полностью остановила движение поездов на Донбассе. В декабре-январе ситуация если улучшилась, то ненамного. Загрузка мощностей возросла до 50-60%. В итоге январский выпуск кокса в целом по Украине хоть и превысил 1 млн. т (впервые за последние несколько месяцев), но все равно оказался на 7,5% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Следует также отметить, что все меры по обеспечению ММК им. Ильича альтернативным поставками кокса являются временными и рассчитаны на краткосрочную перспективу. Основной целью “Метинвеста” будет возобновление нормальной работы АКХЗ и возвращение к авдеевскому сырью. В случае же негативного сценария группе придется, судя по всему, рассматривать вопрос импорта кокса. А источников не так много: либо из Китая (низкое качество и длительность доставки), либо из РФ (логистические и политические риски). (uaprom.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version