ПАО “Укрзализныця” (ЦОП) безосновательно повысила стоимость дизельного топлива на 10% в рамках январских контрактов, подписанных с компанией “ВОГ Аэро Джет”, на поставку 65 тыс. т ресурса. “25 января 2017 г. ЦОП заявил о повышении закупочных цен на дизельное топливо по требованию компании “ВОГ Аэро Джет”. Железнодорожники взяли под козырек, в результате чего дизтопливо подорожало почти на 20%, или на 4000 грн./т по сравнению с ценой, обещанной трейдером на тендерах 15 и 22 декабря 2016 г.”, – сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
По словам Куюна, из указанных 4000 грн. около 1800 грн. приходится на повышение акцизного сбора на ДТ с 1 января 2017 г., однако соответствующую корректировку ЦОП провел 16 января, по ее результатам цены выросли на 1886 грн./т. Причина повышения цены еще на 2000 грн./т (более чем на 10% по сравнению с тендерной ценой) остается неясной. Он отмечает, что, обосновывая согласие на повышение цен, глава УЗ Войцех Балчун и менеджеры ЦОП ссылаются на то, что закон о госзакупках позволяет повышать цены в случае соответствующего увеличения цен на рынке. “Вроде бы все понятно, но остался один нюанс: в рассматриваемый период не было повышения ни мировых, ни внутренних цен. Цены на дизтопливо на северо-западе Европы 25 января составляли $487/т, тогда как 15 декабря – $476 (рост на $11, или на 2,3%), а 22 декабря – $488/т, т. е. вообще почти без изменений”, – подчеркивает аналитик.
Аналогичная ситуация сложилась и на внутреннем рынке: при сравнении закупочных цен УЗ и цен на рынке без “акцизных” изменений становится ясно, что с 15 декабря рыночная цена ДТ выросла на 3,38%, а с момента проведения второго тендера 22 декабря – на 1,94%. “Так на каком основании тендерный комитет ЦОП повысил цену почти на 10%? Неужели произошло невероятное и цену на 25 января, включающую увеличенный акциз, просто поделили на стоимость ДТ на момент проведения аукциона, когда действовала пониженная ставка налога? Только в этом случае можно получить “рост” более чем на 10%”, – констатирует Куюн.
Куюн отмечает, что “ВОГ Аэро Джет” победил на декабрьских тендерах, пообещав УЗ цену с дисконтом более 2000 грн. от рынка. После компенсирования компанией повышения акциза ЦОП должен был потребовать у трейдера выполнения своих обязательств: поставки дизтоплива по 21120 грн./т, однако вместо этого согласился на повышение цены до 22421-23179 грн./т по требованию трейдера. Детальный анализ показывает, что в январе “ВОГ Аэро Джет” имел запасы декабрьского топлива с низкими акцизами и мог обеспечить УЗ поставки по 21600 грн./т.
“Декабрьский аукцион сулил УЗ экономию на закупках 65 тыс. т ДТ в 145,5 млн. грн. И это при 300 млн. грн. прибыли “Укрзализныци” в 2016 г. Однако после 25 января речь уже идет не об экономии, а о реальной переплате, ведь цены на рынке начали снижаться. При этом ЦОП показательно сменил риторику: если в декабре ведомство победоносно заявляло об экономии и дисконтах к рынку, то уже в январе – об ориентации на рыночную цену”, – отмечает эксперт.
Практика выигрыша на торгах “Укразлизныци” с последующим повышением цен была неоднократно реализована в течение 2015-2016 гг. Наиболее успешно этот опыт применяется компанией “ВОГ Аэро Джет”. Важным звеном в схеме с повышением цен играет госпредприятие “Держзовнишинформ”, неоднократно уличенное в манипуляциях данными о рыночном уровне цен, благодаря чему покупатель получает формальное право пересмотреть цены. Компания “Трейд Коммодити” также использовала практику пересмотра цен как в поставках “Укрзализныце”, так и Министерству обороны Украины. Так, 29 ноября 2016 г. компания была признана победителем в тендерах на поставку 40 тыс. т дизельного топлива (два лота по 20 тыс. т) с ценой на 659 грн./т и 380 грн./т ниже среднерыночной (18550 грн./т). Согласно дополнительным контрактам, опубликованным в системе ProZorro, “Трейд Коммодити” и ЦОП уже на следующей день после заключения договора подписали допсоглашение о повышении цены на 10%, что в целом отвечало динамике роста рынка в тот период. 6 февраля “Трейд-Коммодити” выиграла три тендера ЦОП на поставку дизтоплива объемом 125 тыс. т (два тендера по 50 тыс. т и один на 25 тыс. т). При этом цена продукта на 943-1042 грн./т дешевле рыночных цен. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)