Многомесячное блокирование на таможне поставок импортного сжиженного газа может закончиться очередным переделом рынка, после чего эксперты предрекают дефицит и рост цен на этот вид топлива. Многие граждане будут вынуждены отказаться от пользования автомобилями – газ им станет не по карману. Бизнес, так или иначе зависящий от перевозок, ожидают убытки, потребителей – повышение цен.
С ноября 2016 г. Службой безопасности Украины совместно с Государственной фискальной службой и ее подразделениями, в частности Энергетической таможней, началось блокирование импорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) ряда украинских компаний-импортеров, обеспечивающих 40% импорта этого вида топлива. Об этом говорится в открытом письме-обращении Ассоциации сжиженного газа LPG (ассоциация “УАСГ”) – организации, объединяющей национальных операторов.
“Такие действия силовых структур привели к локальному дефициту автомобильного сжиженного газа, что вызвало повышение его стоимости в розничных сетях операторов. В некоторых сетях остатков товара для реализации потребителям на заправках осталось на несколько дней, – сообщили в УАСГ. – Дальнейшее искусственное блокирование растамаживания импортного сжиженного газа приведет к дефициту топлива на рынке и значительному подорожанию”.
“В середине ноября в Украине началось снижение оптовых цен на сжиженный газ, однако на новостях о трудностях с импортом цены перешли к росту. В результате мы ожидаем увеличения цен на пропан-бутан”, – подчеркивает замдиректора “Консалтинговой компании А-95” Артем Куюн. Как рассказал А. Куюн, с ноября силовые структуры выборочно задерживали вагоны компаний-импортеров на регулярной основе, но аресты снимались в судах, поскольку аргументы силовых структур не выдерживали никакой критики.
Например, СБУ в ноябре пыталась изъять 103 т импортного СУГ у компании “Лео Петрол” на станции Спартак, для чего обратилась в суд. Проведение заседания в Киевском районном суде Харькова намеревались провести кулуарно, но юристу трейдера удалось попасть на слушания. В итоге Фемида приняла решение в пользу “Лео Петрол”, который смог забрать свои вагоны спустя 23 дня их простоя. Аналогичное дело выиграла и компания “СВГ Плюс”, которая входит в ГК “Автотранс”.
В декабре стало известно, что департамент защиты экономики Национальной полиции Украины разоблачил “преступную схему по импорту сжиженного газа”. По данным силовых структур, газ завозился якобы для социально-бытовых нужд населения, а реализовывался на заправочных станциях, из-за чего государству был нанесен ущерб в 42 млн. грн. Однако, как подчеркивают участники рынка, в налоговом законодательстве нет разницы между бытовым, техническим и автомобильным газом, все сырье облагается одинаковым акцизом, поэтому претензии правоохранительных органов выглядят как надуманные. Вскоре силовые структуры сменили тактику – отказались от агрессивных действий и решили брать импортеров измором, потопив их в пучине бюрократии. В декабре энергетическая таможня в Харькове (пост Купянск-Энергетический) по указанию Службы безопасности Украины начала неформальную блокировку оформления деклараций ряда трейдеров. Всего “в опале” оказались 16 компаний-импортеров. Об этом стало известно после того, как в прессу попал список, являющийся внутренней ориентировкой для таможни по задержанию всех их грузов, которые прибыли на станции Купянск-Сортировочный, Хутор-Михайловский и Спартак. С того времени региональные посты энерготаможни выборочно задерживают партии импортного сжиженного газа и, ссылаясь на распоряжение Службы безопасности Украины, проводят осмотр и осуществляют отбор проб. Как пояснил аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, в обычных условиях отбор пробы и ее анализ проводится за 15 минут, максимум около часа. Но в нынешней ситуации выдача необходимых бумаг растягивается на недели. Формальным поводом для проверок стали антитеррористические мероприятия – в частности, партии сжиженного газа задерживаются для анализа на предмет содержания опасных примесей. Глава энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский в декабре сообщал, что именно по этой причине СБУ дает указания относительно задержания и дополнительной проверки той или иной партии импортного сжиженного газа. Как сообщил главный энерготаможенник, Служба безопасности Украины в своих ориентировках ссылается, в частности, на 356 ст. Таможенного кодекса, которая “говорит о том, что товар подан с недостоверной информацией и содержит сильнодействующие и отравляющие вещества”.
Надо заметить, что лаборатории энерготаможни не оборудованы для проведения подобных специфических анализов для выявления опасных примесей, поэтому, как отмечает А. Сиренко, импортеру приходится самостоятельно договариваться относительно экспертизы с другими лабораториями – ООО “Инспекторат Украина” и ООО “СЖС Украина”. После этого образцы передаются в специализированную таможенную лабораторию (СЛЭД). Но СЛЭД также не имеет методик и оборудования, чтобы выявить и определить отравляющие вещества в сжиженном газе, о чем неоднократно информировало таможню. Таможенники, получив очередное заключение СЛЭД с невозможностью провести анализ топлива, раз за разом начинают поиск другой специализированной лаборатории, которая все-таки сможет осуществить данное исследование. Проходят дни, недели и месяцы, все это время груз импортеров сжиженного газа продолжает стоять в цистернах на таможне.
Каждая из попавших в немилость компаний имеет в своем распоряжении от двух до пяти партий газового топлива, по которым не завершено таможенное оформление. При этом у некоторых груз стоит в вагонах с 20-х чисел ноября. Всего на конец января, по данным А. Сиренко, были заблокированы 4,5 тыс. т СУГ, которые принадлежат “Укргазпетролеуму”, “Род-Нику”, “СВГ-Плюс” (“Автотранс”), компаниям “Надежда” и “Параллель”. Эксперты настроены скептически относительно официальных причин блокирования импорта сжиженного газа. Выдвигаются версии, что основной причиной давления на импортеров является российское происхождение топлива, а не его химический состав. Однако последние новости отрасли опровергают эту теорию, так как на сегодня Украина не борется со сжиженным газом из РФ, а наоборот – создает условия для прихода украинский рынок еще большего количества топлива из России.
Лидер по поставкам газа в Украину – российская компания “Роснефть”. По данным UPECO, доля рынка этой нефтегазовой корпорации по итогам 2016 г. достигла 17,4%. Вторым поставщиком сжиженного газа в Украину стал (16,6%) “ЛУКоил”. Компания в первой половине 2016 г. в разы нарастила поставки сжиженного газа украинским потребителям. Все основные поставщики СУГ из РФ в Украину – это российские компании. Кроме названных “Роснефти” и “ЛУКойла” это “СИБУР”, “Газпром” и “Башнефть”. Как отмечают эксперты, поставщикам из РФ выгодно продавать ресурс на премиальный украинский рынок и они заинтересованы в дальнейшей экспансии. Возникает закономерный вопрос: если поставки в Украину российского сжиженного газа активно наращивают компании из России, то почему за такую же деятельность решили наказать украинский бизнес? Тем более существуют действенные экономические механизмы протекционизма в отношении тех или иных товаров. Например, введение заградительных пошлин или полные запреты на ввоз.
Кроме того, создается впечатление, что Украина вообще не заинтересована в смене или хотя бы диверсификации источников поставки сжиженного углеводородного газа. Так, партия СУГ, простаивающая уже второй месяц под таможенным оформлением на станции “Харьков-Грузовой”, – казахского происхождения и привезена морем. Понятно, что после таких сложностей с ввозом поставщики вряд ли рискнут повторить подобные поставки.
Специалисты считают, что истинные причины блокировки СУГ отличаются от тех, что озвучены официально. Дело в том, что с подобной ситуацией с задержкой оформления газа на таможне под надуманными предлогами рынок уже сталкивался.
А. Куюн напоминает, что обязательное требование отбора проб с импортных поставок сжиженного газа уже практиковалось таможенной службой в 2012-2013 гг. Ассоциация “УАСГ” дополняет: “Аналогичная ситуация блокированием наблюдалась в 2012-2013 гг., когда одним из главных методов препятствования хозяйственной деятельности предприятий и давления на них были банальные задержки таможенного оформления”. Тогда, говорится в открытом письме ассоциации, практически все участники рынка “терпели большие убытки, кроме компании Курченко”. Представители отрасли и эксперты считают происходящее на таможне началом передела рынка и процесса “зачистки” от независимых импортеров. “Рынок откровенно переживает, что “пахнет” схемами Курченко”, – констатировал А. Сиренко.
Народный депутат Юрий Бублик, который в знак протеста против расцвета коррупционных схем недавно вышел из фракции БПП в парламенте, также уверен, что на рынке автомобильного газа начался процесс возрождения “бизнес-модели” олигарха времен беглого президента Виктора Януковича. “В Украине возрождают схемы Курченко режима Януковича по четкой аналогии 2012-2013 гг.”, – говорит политик. Контролирующие органы и силовые структуры “под надуманным предлогом блокируют импорт сжиженного газа, при этом предоставляя зеленый свет импорту компаний, которые приближены к руководству фракции БПП в Верховной Раде”, – уверяет депутат.
Что возвращение “схемы Курченко” означает для обладателей автомобилей с газовым двигателем – как транспортных компаний, так и автолюбителей?
А. Куюн напоминает, что в 2012-2013 гг. действия контролирующих органов привели к удорожанию газового топлива на $100-150/т и сохранению стабильно высоких цен в течение длительного времени. Уменьшилось тогда и потребление этого ресурса: в 2013 г. – единственный раз за последние 12 лет – было зафиксировано падение (на 6%) потребления сжиженного газа автомобилистами. Если произойдет откат рынка к состоянию 4-х летней давности и “схемы имени Курченко” действительно заработают, последствия для рынка и потребителя будут еще ощутимей.
Сегодня украинский рынок сжиженного газа более импортозависим по сравнению с началом 2000-х и даже началом 2010-х. По данным UPECO, в 2015 г. поставки из-за рубежа увеличились на треть, достигнув 714 тыс. т, в 2016 г. – еще наполовину, или на 360 тыс. т. По итогам 2016 г. в общей структуре поставок на газ, приобретенный за рубежом, приходилось около 73% – это 1,07 млн. т. Таким образом, любые проблемы с импортом критически важны для состояния всей отрасли. По сути, контроль над ввозом в страну сжиженного автомобильного газа автоматически обеспечит фактическую монополию на весь рынок газового топлива внутри страны. Цены на автомобильный газ на заправках страны гарантированно вырастут, а потребление снизится.
Будут и другие неприятные последствия. За последние годы в Украине скачкообразно увеличилось количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива. Согласно данным компании UPECO, в 2016 г. украинский рынок сжиженного газа (без аннексированного Крыма и неподконтрольных Украине территорий Донецкой и Луганской областей) вырос на 32,2% до 1,47 млн. т. В итоге в общем балансе украинского рынка светлых нефтепродуктов доля сжиженного газа выросла с 13% до 15,3%. При этом, по расчетам UPECO, порядка 90% объема этого вида топлива было использовано в качестве моторного топлива.
Сегодня, согласно статистике World LPG Association, Украина входит в Топ-10 стран мира по объемам потребления сжиженного газа автотранспортом. Например, в столице, по данным председателя Первой киевской ассоциации сжиженного газа Александра Приступова, на газ переведено 50% автомобилей.
Так что если рынок газового топлива начнет лихорадить, последствия будут заметны не только экспертному сообществу или небольшому сообществу автолюбителей. Количество водителей, которым придется сократить количество поездок или вообще отказаться от использования транспорта на дорогом газе, станет уже социально-экономической проблемой, а не цифрой из статистики. Однако и это еще не все плохие новости. “По цепочке произойдет рост цен на товары и услуги в Украине и далее – очередной виток инфляции и кризисного состояния экономики нашего государства”, – прогнозирует ассоциация “УАСГ”. (uaprom.info/Химия Украины и мира)