Химия Украины и мира

Прогноз: В 2017 году возможно сохранение объемов производства и потребления цемента в России на уровне 2016 года

На 1 января 2017 г. в РФ насчитывалось 58 цементных заводов полного цикла и 7 помольных установок суммарной мощностью 105,0 млн. т/год. Из них 3 предприятия в 2016 г. остановили производство цемента с неопределенными дальнейшими перспективами возобновления работы: «Воскресенскцемент» (мощность 1,9 млн. т), «Жигулевские стройматериалы» (1,7 млн. т) и «Савинский цементный завод» (1,2 млн. т). Таким образом, на начало 2017 г. реальная располагаемая мощность цементных производств РФ равняется 100,1 млн. т.

Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по виду экономической деятельности “производство цемента” (код ОКВЭД 26.51) снизилась на 10,3% (-3764 человек) до 32671 чел.

Производство цемента в 2016 г. составило 55 млн. т, что на 7 млн. т (-11,3%) ниже, чем в 2015 г.

Импорт цемента в 2016 г. составил 1,9 млн. т, что на 1 млн. т (-3,4%) ниже, чем в 2015 г. Импорт клинкера снизился до 0,1 млн. т (-38,5%). Общий объем импорта цемента и клинкера – 2 млн. т.

Экспорт цемента в 2016 г. составил 1 млн. т, что на 0,7 млн. т (-41,4%) ниже, чем в 2015 г. Экспорт клинкера увеличился на 150,2% до 1,6 млн. т. Общий объем экспорта цемента и клинкера – 2,5 млн. т.

Потребление цемента в 2016 г. уменьшилось до 55 млн. т, что на 7,3 млн. т (-11,6%) ниже, чем в 2015 г.

Средняя цена производителей цемента в 2016 г. составила 3133 руб./т, без НДС и доставки, что на 258 руб. (+9,0%) выше, чем в 2015 г. Средняя цена приобретения цемента в 2016 г. увеличилась до 4099 руб./т, с НДС и доставкой, что на 172 руб. (+4,4%) выше, чем в 2015 г.

В видовой структуре производства цемента обращает на себя внимание продолжающаяся длительное время тенденция снижения доли выпуска шлакопортландцемента. Если в 1990 г. его доля в общем выпуске составляла около 28%, то в настоящее время – около 3%. Это ведет к повышению себестоимости цемента и росту цены. Изменение видовой структуры потребления цемента в основном проходило в период экономических реформ 1990-х годов. За последние 7 лет структура потребления по видам практически не изменилась, поскольку цементные заводы России приспособились к потребностям рынка. Особо стоит отметить, что текущие потребности рынка представляются малообоснованными и вызваны общим снижением культуры использования цементов по их назначению.

Импорт цемента в РФ достиг исторического максимума в 2008 г., составив 7,3 млн. т. Последовавшее падение внутренних цен привело к значительному снижению доли зарубежных производителей на российском рынке. Однако вслед за возобновившимся ростом цен с 2011 г. объемы импортных поставок также начали расти. В 2012 г. наблюдался драматический для российских производителей рост импорта. В результате по итогам 2012-2013 гг. получилось второе по объему импорта значение за всю историю (по 5 млн. т/год).

С 2014 г. объем импорта цемента в РФ стал планомерно сокращаться. За 2016 г. значение импорта к 2015 г. снизилось на 33,4% до 1,9 млн. т.

Основные страны-поставщики цемента в России – Беларусь и Казахстан, на долю которых приходится более 85% всего иностранного цемента. Объем экспорта за 2016 г. составил 1,7% от объема производства. Лидер – «Мальцовский портландцемент», доля которого составляет 25% от общего объема экспорта.

Потребление цемента в 2016 г. составило 55 млн. т, что на 7,3 млн. т (-11,6%) ниже, чем в 2015 г. Около 75% потребления цемента приходится на европейскую часть РФ, 25% – на азиатскую часть. Причем на огромную территорию восточнее Уральских гор приходится лишь около 15% общероссийского потребления цемента. Прирост потребления в 2016 г. не показал ни один федеральный округ. Наибольшее падение наблюдалось в Центральном (-12,2%) и Приволжском (-13,7%) округах.

В структуре доставки цемента по видам транспорта доля железной дороги составляла 48%, доля авто и прочего транспорта – 52%. В 2016 г. объем отгрузок цемента железнодорожным транспортом на российский рынок уменьшился на 6% по сравнению с 2015 г. и составил 27 млн. т. Всего в 2016 г. для доставки цемента на российский рынок железнодорожным транспортом было задействовано 82987 вагонов.

В 2017 г. ожидается ввод в эксплуатацию новых производственных линий на предприятиях «Вольскцемент» (Саратовская обл.) и «Якутцемент» (Республика Саха-Якутия) мощностью 1,5 и 2 млн. т соответственно.

С учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 гг., подготовленных Министерством экономического развития РФ, в 2017 г. возможно сохранение объемов производства и потребления цемента на уровне 2016 г. (nsp.su/Химия Украины и мира)

Exit mobile version