Экономика химической отрасли и экология в современном мире тесно связаны, а глобализация мировой экономики позволяет экологии влиять на экономику. Мировые тренды на азотные удобрения менялись не только из-за спроса и предложения. В последнее время в индустрии минеральных удобрений появились факторы, которые, будут иметь не только международное, но и межотраслевое значение.
Давно стало понятно, что междисциплинарные исследования – основа для инноваций. Одно из учебных заведений, делающих особый акцент на такой работе, – финский университет Аалто. Недавно его сотрудники сообщили, что разработали новый метод выделения из сточных вод азота (до 99%), фосфора (90-99%) и производства сульфата аммония, (NH4)2SO4, необходимого для выпуска удобрений. Существуют другие методы “захвата” указанных веществ из сточных вод, однако разработка финских ученых способна заменить до 6% аммиачного азота и до 10% фосфора, производимых химическими предприятиями (метод основан на использовании гидроксида кальция Ca(OH)2 для переработки аммиачного азота NH4+ в NH3 с последующим растворением аммиака в серной кислоте для производства сульфата аммония.)
Кто от этого выигрывает? Предприятия, занимающиеся очисткой сточных вод, промышленным производством биогаза и конечные потребители минеральных удобрений. Крупные химические предприятия, с одной стороны, могут посчитать, что у них отбирают хлеб. Но в данном случае есть еще одна группа людей, которая выиграет от нововведения – общество в целом. Сейчас азотное производство отвечает за 2% мирового энергопотребления. Когда есть возможность сделать его более энергоэффективным, нужно ею пользоваться. Это подчеркивают и авторы разработки, считающие, что их концепция подтолкнет профильных промышленников к более прогрессивному мышлению. Пилотная стадия проекта будет пущена в Аалто весной.
В странах Балтики (ключевом рынке экспорта карбамида) в начале 2017 г. цены на него поднялись на 12%, достигнув $247/т. Аммиак, согласно отчету Credit Suisse, подорожал на 9% до $295 – поставщики постепенно приходят в себя после “аммиачной депрессии”. По словам аналитиков, цены повсеместно растут из-за сокращения китайских поставок. А, учитывая, что сейчас Китай готовится активно останавливать производственные мощности в связи с сильным загрязнением окружающей среды, можно ожидать, что тенденция укрепится. В целом зарубежные представители отрасли (за исключением Китая) настроены оптимистично – так что мы можем последовать их примеру.
К слову, пока что план китайского правительства официально не подтвержден, но в случае реальной остановки мощностей кандидатами на отключение станут металлургические предприятия (по слухам, урежут до 30%, или 11 млн. т/год в одной лишь алюминиевой промышленности). Кроме того, в стране за последнее время закрылись 50% производств, использующих в качестве сырья антрацит, что также ударило по производству удобрений. И это повсеместная тенденция: положение в экологии диктует положение в экономике.
Еще один пример: иранская компания NPC заявила, что будет работать над использованием выбросов CO для производства карбамида и аммиака на заводе в Ассалуйе. В будущем же государственная компания намерена подписать меморандум о взаимопонимании с экологическим ведомством и дать старт как минимум 20 аналогичным проектам.
Интересное заявление сделали и представители Американского химического общества, которые предсказывают индустрии удобрений новую революцию, подобную аграрному буму 60-70-х. Ученые ссылаются на проблему с нехваткой карбамида в странах третьего мира и предлагают ее прогрессивное решение. По их словам, покрытие наночастиц гидроксиапатита (HA) молекулами карбамида может в 12 раз замедлить его распад во влажной почве – соответственно расход удобрения для получения урожая станет меньше.
В контексте межотраслевых исследований вспоминается еще один проект – в Германии над новой технологией синтеза аммиака трудится Национальный центр авиации и космонавтики (DLR). Авторы проекта, о старте которого было объявлено 1 февраля, хотят найти альтернативный способ производства вещества – без использования высокой температуры и давления, без выбросов CO2.
Но вернемся к ценам. В январе аналитики британской CRU Group дали прогноз дальнейшей динамики цен на аммиак. В краткосрочной перспективе все выглядит следующим образом: стабильность цен на фоне снижения поставок как минимум до марта 2017 г. В дальнейшем, как утверждают авторы отчета, динамика цен будет во многом зависеть от событий в нашем регионе. Напомню, что в декабре 2016 г. был прекращен транзит аммиака российского “Тольяттиазота” по территории Украины. Остановка транзита в числе многих факторов сказалась на повышении цен на Черном море на $70/т с начала декабря. Недавно предприятие страны-агрессора обратилось в суд с требованием взыскать с “Укрхимтрансаммиака” $11,5 млн. убытков. В феврале транзит возобновили, но тарифы все еще обсуждаются.
Сохранение стабильных цен будет обеспечиваться за счет покупателей типа марокканской OCP (одного из топовых производителей фосфатов в мире). Известно, что компании требуются дополнительные поставки аммиака для производства фосфатов аммония. Если компания не найдет поставщика к западу от Суэцкого канала, придется организовывать более дорогие поставки из регионов, расположенных восточнее. (Что касается Индии, то там коммерческие потребители пока не готовы платить больше, да и сезонный спрос на аммиак в I квартале года невелик).
Вызовом для производителей в этом году останутся повышенные объемы производства в США. В районе Мексиканского залива за последнее время заработали новые заводы CF Industries (3,6 тыс. т/день) и Dyno Nobel (800 тыс. т/год). При этом тренд на рост экспорта в конце 2016 г. был более чем очевиден: по данным правительства, объемы экспорта выросли на 40% с июля по ноябрь.
Такие пертурбации на рынке уже приводили к закрытию предприятий на Ближнем Востоке; в январе же стало известно, что от производства удобрений планирует отказаться и мексиканская госкомпания Pemex. Это нефтяная компания, которая приобрела активы по производству аммиака в 2014 г. с расчетом на спрос со стороны местных фермеров. Тогда чиновники думали удачно объединить две стратегии: по расширению сети газопроводов Pemex и по снижению зависимости Мексики от поставок зарубежной сельскохозяйственной продукции.
Но какие бы условия ни диктовали США и Китай другим странам, наш внутренний рынок внушает все больше оптимизма. Сейчас можно с уверенностью говорить, что после пуска временно остановленного Одесского припортового завода предприятие будет приносить прибыль и обеспечивать рабочие места. Так что когда придет время ответить на глобальные вызовы, мы в Украине сможем сделать это достойно. (Первый заместитель директора ПАО “Одесский припортовый завод” Николай Щуриков, Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)